анна марущенко
Запахи эпохи барокко

Продовольственная комиссия Военного совета Ленинградского фронта.
Фото Siora Photography on Unsplash
История парфюмерии дает нам понять, что ароматы всегда были неотъемлемой частью жизни. В древности, выполняя священные ритуалы, люди сжигали пряные растения. В средние века ароматам уже приписывали ценные лечебные и омолаживающие свойства. А к времени барокко духи стали прежде всего защитой от дурных запахов. И уже в ХХ веке парфюмерия заняла привычное для нас место – неотъемлемую часть нашего образа и стиля.

Но, какое не было бы время, ароматы всегда были чем-то волшебным и приятным. У парфюмера Ги Робера есть замечательная фраза: «Духи, прежде всего, должны хорошо пахнуть». Отсюда возникает логичный вопрос: «Хорошо пахнуть — это как?». Для этого нам необходимо посмотреть на ароматы «взглядом эпохи». Ведь их полноценное понимание невозможно в отрыве от культуры в самом широком смысле, то есть культуры как многосоставного целого, в которое входят наука, искусство, мораль, законы и все прочие обычаи и устои, которые перенимаются человеком в обществе.

Сегодня мы изучим запахи и ароматы в эпоху барокко и задумаемся над тем, какова была культура этой эпохи и каковы были ее представления о том, что должно быть ценным и важным.

Начнем с самого простого: «барокко» в переводе с итальянского - причудливый, замысловатый, странный; с португальского - жемчужина неправильной формы. Зародившийся в Риме в XVII-XVIII веках, стиль барокко вошел в историю искусства как антагонист классицизма, что обеспечило ему успех и быстрое распространение в другие страны Европы. Барокко быстро стало одним из главных направлений того времени, которое неминуемо отразилось в живописи, скульптуре, архитектуре, литературе в музыке и, конечно, в ароматах.

В характере барокко - использование сложных метафор и помпезных эпитетов, огромное количество украшений и золотых элементов; всё обязательно должно быть очень пышно, ярко и грандиозно. Множество складок и завитков. Если это архитектура, то ровная стена непременно начнет вздыматься, словно быстрая волна! И все это великолепие и есть барокко – культура излишества.

На примере ярких мастеров творческой среды времени с такой характерной чертой будет несложно окунуться в предпочтения и мысли обычного жителя той эпохи. В живописи – это, конечно же, работы Караваджо и Рубенса. Очень яркие краски и преувеличенное изображение мученичества стало важным словом в языке барокко. Особенно хочу обратить внимание на картину Рембрандта «Освежёванный бык». Именно в это время впервые в истории живописи появляется работа с подобным сюжетом.
Фото ben benjamin on Unsplash

Висящая вверх ногами туша так ярко и подробно написана, что отчётливо можно представить себе, как люди того времени, глядя на эту картину, могли почувствовать запах! Что имело, вероятно, не меньший эффект, чем поезд братьев Люмьер, надвигающийся с экрана на первых зрителей кинематографа. Ошеломительный эффект, о котором нам только остается догадываться в наше, перенасыщенное образами, ароматами и чем только хочешь, время...

В архитектуре появляются одни из самых красивых произведений искусства – такие, как площадь при Соборе Святого Петра в Риме, Версаль и не уступающий ему в пышности Петергоф. Барокко заставило ожить и скульптуру, позволив родиться творениям Джованни Бернини. В его работах было так много подвижности тела, любви к каждой складочке и завитку!

Музыка заиграла множеством звуков, открывая полифонический стиль, и облекла в яркие одежды искусство оперы.

Замысловатыми метафорами, пышным риторическим стилем, порой переходящим в патетику, создавали свои памятники в литературе Шарль Сорель и Педро Кальдерон. А баснописец Жан де Лафонтен только одной фразой обеспечил память о себе на века: «Нет ничего опаснее невежественного друга, мудрый враг предпочтительнее». Скорее всего, большинство людей охарактеризовало бы этот период как весьма театральный, но это и бросается в глаза, если посмотреть на одежду и убранство того времени.
Наверное, мода никогда больше не была такой пышной, яркой и нарядной, как в эти два века господства барокко. Никогда она не была такой сложной, но в тоже время и прекрасной. Мужской костюм никогда больше не был столь же сложным и красивым, как и женский. Вспомните фильмы «Опасные связи» и «Три мушкетёра»! Правда, там, скорее всего, костюмы несколько упростили в угоду уже нашему времени. Что же касается ароматов и запахов, то мы затронем XVII и XVIII века и прежде всего Францию, где барокко нашло благодатную почву и стало основным художественным стилем.

В XVII веке Франция становится центром и властителем вкусов Западной Европы. Мода, кружева, а также и духи начинают производиться именно во Франции, где Грасс становится центром уникального французского производства. Кружева были очень модны в это время, ими украшали не только воротники и манжеты, но даже перевязи шпаг. Знатные господа закладывали имения, чтобы одеться по последней моде и опрыскать себя пряными духами. В моду вошли корсеты и высокие ботфорты. Вспомните образ мушкетеров из романа Александра Дюма.

Фото Dylan Ramsey on Unsplash


Искусство парфюмерии было очень тесно связано с искусством перчаток. Екатерина Медичи в свое время во Франции использовала ароматы для перчаток, которые изготовлялись из очень неприятно пахнущей кожи. Очень живо описывает этот запах дорогих кожаных дамских перчаток Эмиль Золя в романе «Дамское счастье»: «Запах саксонских перчаток — этот хищный, словно приправленный мускусом запах, как будто взбесившийся зверь попал в пудреницу проститутки».

Для того, чтобы отбить этот кожевенный запах, перчатки решили увлажнить несколькими каплями терпко пахнущих духов. Так постепенно продажа ароматического снадобья для отдушки превысила продажу перчаток, и парфюмеры вытеснили с узких улиц Грасса всех перчаточников и оказались владельцами этого очаровательного средневекового городка.

Солнце на юге Франции отлично способствует выращиванию ароматических растений, что благоприятно сказалось на развитии индустрии ароматических продуктов. Первой выращенной культурой в районе Грасса стал бигарад (померанец, или кислый или горький апельсин). Так, именно во Франции, в городке Грассе, в XVII веке началось производство того, что сейчас мы называем парфюмерией.

Ароматы того времени — это прежде всего насыщенные пряные духи в виде масел, помады, пудры и порошков, а также аптечных товаров, туалетных уксусов и одеколонов. И сложно даже вообразить сегодня, какой коктейль запахов сопровождал модников барокко. Если бы мы сегодня встретили такого человека, то, скорее всего, ринулись скорее от него прочь, и очень долго не могли бы отдышаться.

Вспомним, что барокко - это культура излишества, когда ароматизировали все вокруг: различные аксессуары, веера, перчатки, письма, саше и даже изображения святых. Делалось это не только для того, чтобы просто хорошо пахнуть и подчеркнуть свой социальный статус, поскольку духи были очень дорогой вещью, которую не все могли себе позволить, но и для того, чтобы перекрыть стоявший тогда на улицах стойкий дурной запах.
Фото Jana Ohajdova on Unsplash
Исторические описания обращают наше внимание, что культура того времени не предполагала использование воды. Не было водопровода, канализации и уборки мусора. Не было и как таковой привычной нам культуры посещения уборных. Люди времен барокко могли запросто опорожняться среди пышных занавесок, во дворе, на лестницах или балконах. И все эти факты позволяют оценить, насколько история парфюмерии неразрывно связана с историей культуры и всего человечества. Леонардо да Винчи, приехав во Францию, был потрясён французским зловонием и изобрел элементарную схему туалета, где есть отверстие и крышка на пружине. Но, как и многие его творения, изобретение так и осталось на бумаге.
При “нужде” гости и придворные короля приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили “ночные вазы”, содержимое которых затем опоражнивали у задних дверей дворца. Чаще сего этим занимались слуги женского пола, которых называли «нужные женщины» (потому что они выливали из горшков «нужду»).

То же самое творилось и в Версале, во время Людовика XIV, быт которого хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца прямо посреди разговора, а иногда даже и во время мессы в соборе, вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не только) нужду. В доказательство этого утверждения обычно ссылаются на свидетельство Леди Мерли Уортли Монтегю, английской писательницы и путешественницы. Если верить ее словам, жена французского посла славилась тем, что мочилась часто и помногу, причем в присутствии кучи свидетелей.

ФОТО Tara Glaser on Unsplash

Итальянский путешественник Локателли, находясь во Франции того времени, в мрачных красках оставил запись в дневнике: «По всем городским улицам течёт поток зловонный воды, в который из каждого дома сливаются нечистоты, и отравляют воздух: поэтому приходится ходить с цветами в руках, чтобы их запахом перебить весь этот смрад».
Исследователи предполагают, что именно в эти времена могла зародиться традиция свадебного букета. Сегодня он в руках невесты — изысканный символ красоты. Но изначально он служил средством маскировки. В день свадьбы невесты могли сильно волноваться и обливаться потом. Чтобы его заглушить, им вручали букет душистых цветов. Их аромат использовали как альтернативу водным процедурам. С течением времени букет прижился и стал обязательным и романтичным аксессуаром невесты.

Во времена Людовика XV французский двор так пропитался запахами, что в Европе его стали называть «душистым двором». Широкое применение духов становится очевидным по двум причинам. Первая — это необходимость скрывать чудовищную вонь. Вторую причину мы можем заметить в пьесе У. Шекспира
«Король Лир».
«Глостер: Дай руку поцелую я тебе.
Лир: Вытру сначала. У нее трупный запах».

Обратите внимание, Лир не моет руку, а просто вытирает её. И это невероятно важная деталь, потому что человек эпохи барокко практически не пользовался водой.
Фото Nathan Dumlao on Unsplash
Ритуал купания сходит на нет по причине страха перед болезнями

Люди боялись, что грязная вода во время купания может проникнуть через открытые поры и другие отверстия и заразить смертельными болезнями.

Историки отмечают несколько причин этого явления. Главная шла со времён великой чёрной чумы XIV века. Это была величайшая катастрофа в истории человеческой цивилизации, когда за очень короткий период погибла половина населения на Земле. Страх перед чумой был просто невероятный и сохранялся ещё несколько столетий.

Медицина того времени предполагала, что через воду могут проникать все инфекции. Предлагалось запретить парильни и бани, где тело размягчается, поры открываются, отчего, когда выходишь из бани, чумные испарения могут мгновенно проникнуть в тело и стать причиной внезапной смерти, что уже происходило не раз. Проницаемость кожи превратилась в источник постоянной озабоченности.

Так что людям приходилось выбирать или подвергнуть себя риску и умереть, или отказаться от воды. Конечно, они выбрали второе. Поразительно, что такое важное европейское изобретение, как духи, появилось на свет именно как результат отсутствия бань и ванн. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна — замаскировать страшную вонь годами немытого тела резкими и стойкими духами.


ФОТО Nadia Cortellesi on Unsplash


Итак, перед нами эпоха сильных запахов. Изобилие кружев, бархата, просторные залы, драпированные кожей и тканевыми обоями, - очень перегруженный, по нашим меркам, стиль, и все еще нависает угроза эпидемий. А что может лучше соответствовать окружающей обстановке, как ни такие же тяжелые духи с большим количеством мускуса, амбры и цветы, с добавлением приторных эссенций жасмина, тубе-розы, ириса и розы?


В ту эпоху ингредиенты животного происхождения, такие как тонкийский мускус, амбра и выделения циветты, были единственными фиксаторами запахов, в чистом виде они пахнут крайне неприятно, но в те времена воспринимались как чувственные и соблазнительные запахи.


«Возьмите дубовый мох в январе или феврале, в сухую погоду и хорошо промытым, дайте ему высохнуть в тени, для замачивания поместите в хорошую розовую воду на 2 или 3 часа; сушите его подогрев и затем перетрите в очень мелкий порошок; ароматизируйте пудру бензоином, стираксом, лиметтой, тимьяном, лавандой, эрикой романской, алойным (удовым) деревом, кусочками циветы и мускуса».
В книге «Восхитительные секреты химической медицины» врача и парфюмера Жозефа Квинти приводится рецепт типичного для того времени аромата для высшей аристократии – «Пудра Шипр» Герцогини Савойской.

(Перевод – Константин Планги):
Самым сложным аксессуарам надушенных аристократов был «Pomander» (душистое яблоко). Он представлял из себя контейнер, как правило, круглый, куда помещались ароматические вещества: мускус, амбра, душистые травы или губка, смоченная в уксусе. Поскольку вещества, помещавшиеся в помандер, были дороги сами по себе, то он прежде всего, был предметом роскоши. Со временем он поменял свое назначение и превратился в украшение костюма.

Кроме декоративного назначения, помандер служил для маскировки неприятного запаха тела, а также обладал необычайными терапевтическими способностями: облегчал пищеварение, защищал женские органы и лечил импотенцию. Чудодейственные способности, которые приписывали запахам медики и парфюмеры XVII-XVIII веков, естественно, поощряло неумеренное использование духов в этот период...

Что вы делаете утром, когда просыпаетесь? Вот что предлагает гигиенист XVII века Жан дю Шен: «Потянуться, облегчить живот, причесаться, протереть голову спереди назад вместе с шеей специальными для этого губками, протирая голову, можно прохаживаться, чтобы понемногу разминать руки
и ноги».

Вы, скорее всего, тоже сначала потягиваетесь и потом идете в ванную. А человеку времен барокко, чтобы быть чистым, не обязательно мыться. «Cухой туалет» - характерный и примечательный ритуал этого времени.

Ароматические продукты заменили воду при свершении туалета. Протирания и духи становятся предпочтительней мытья. Быть чистым значит протирать кожу душистым мылом с лимонным и апельсиновым запахом, наносить на руки мази из ириса, ладана и сладкого миндаля, очищающие, но не повреждающие. Зубы натирать лимонной, коричной, апельсиновой пастой. Ополаскивать лицо и руки ароматическим уксусом. И это не только очищает кожу внешне, считается, что они чистят так же внутренности тела и предохраняют его от воздействия дурного запаха. Интересно, что в те времена медицина и парфюмерия практически не разделялись.
Один из самых впечатляющих примеров связи парфюмерии и медицины - знаменитая «Вода Венгерской Королевы». Это душистая вода на основе розмарина широко использовалась как средство гигиены и при этом наделялась удивительными целебными свойствами. По легенде, 72-летняя королева Венгрии излечила с её помощью все недуги, заново обрела красоту и здоровье и вышла замуж за польского короля.

Врач Бленьи рассказывает подробный перечень целебных свойств этого состава, предназначенного как для наружного, так и, между прочим, для внутреннего применения: «Если смочить этой водой затылок, виски и запястья, то она останавливает испарившиеся телесные духи, прочищает застойные нервы, улучшает память, придаёт рассудительность и силы, веселье, бодрит чувства. Один лишь его запах излечивает головную боль. Если вложить в уши ватку, пропитанную им – это избавит от мокроты и шума в ушах. Если нанести его на живот – это облегчит почти все брюшные боли. Если нанести его на веки, то это укрепит зрение. Если омыть им всё тело – это великолепно поможет при параличе, подагре и ревматизмах. А также опухолях, ожогах и ушибах».

Фото Austin Ramsey on Unsplash
Трудно себе представить современное лекарство, которое обладает хотя бы половиной этих качеств. Изучение истории приводит нас к выводу, что запахи, как ничто иное способны обволакивать человека и проникать в глубину его тела.

В XVII веке популярность «Воды Венгерской Королевы» буквально захлестнула всю Европу. Именно она стала прародителем Eau de Cologne с которого, в общем и началась в Европе новая эпоха парфюмерии.

Это только сегодня мы воспринимается одеколон как скучный дедушкин жанр. А вот красавец-мужчина Наполеон выпрыскивал на себя по два флакона в день.

История одеколона связана с именем итальянца Джованни Паоло Феминисом, который в 1709 году переехал в Кельн и привез с собой рецепт Aqua Mirabilis или восхитительная вода. Формула воды была очень желанной. После его смерти рецепт был передан его племяннику парфюмеру Джованни Марии Фарине (Jean-Marie Farina). Фарина изменил состав, добавив ароматические эссенции, такие как лаванда.
Вот как поэтично он описал свою воду: «Мой аромат напоминает прекрасное весеннее утро после дождя. Это композиция из апельсинов, лимонов, грейпфрута, бергамота, цветов и фруктов моей родной страны. Он освежает меня, одновременно стимулируя мои чувства и воображение».

Kölnisch Wasser 4711 Blau Gold, 330cm, Flasche. Цитрусовый аромат
Кёльнская Вода 4711 Голубое золото, 330 мл

Фото автора

Фарина назвал свой аромат французским именем Eaude Cologne (Кельнская вода). Надо заметить, что ароматы до сих пор состояли из мощных, мускусных ароматов, и поэтому одеколон на их фоне был необычным ароматом, потому что был свежим и легким. Людовик XV, Людовик XVI и Наполеон, разумеется, были от него без ума.

Любопытно, что в 1792 году Вильхем Мюленс создал свой собственный одеколон из Формулы Aqua Mirabilis, подаренной Шартрским монахом. Он будет основывать свою парфюмерную фабрику в Кельне, на улице Глокенгассе 4711, которая позже даст свое нынешнее название этому одеколону: 4711.

Немного остановимся на описании лиц. В XVII веке редко кто мог похвастаться идеальной кожей. Прыщи и шрамы можно было встретить практически на каждом лице. Между тем внешняя красота приобретает тогда все большее значение.
В моду входят свежий цвет, предпочтительно белый, розовые щеки и мушки. Это маленькие кусочки бархата или тафты, приклеенные к коже, которые скрывают недостатки и особенно прыщи от оспы. Мушки высоко ценятся расфуфыренными дамами, они незаменимы для красоты, моды и галантности в XVIII веке.

Будучи инструментом соблазнения, галантесы держат их в специальной перламутровой коробке, которую они всегда имеют под рукой и используют в избытке, часто до пятнадцати штук в наличии. Обычно круглые, они могут быть вырезаны в форме сердце, луны, полумесяца, звезду и иногда окружены бриллиантами.

Как и купание в ванной, мытье головы не приветствовалось. Волосы следовало покрывать пудрой, что, как казалось, заменяло воду. Очищающей пудрой обильно посыпали голову на ночь, а утром от нее избавлялись при помощи расчески. Чтобы нанести ее на волосы и парики, их необходимо предварительно было покрыть мазью. Чтобы пудра не осыпалась на одежду, были придуманы специальные чехлы, снимавшиеся только перед приемом или балом. Лицо прикрывали с помощью колпака. Порошок подбрасывали к потолку, чтобы он упал на голову. Операцию опудривания желательно было принимать сидя.

К XVIII веку растет спрос на мужскую косметику. Сильная половина человечества пудрится и красится не меньше слабой. «Щеголя» барочного времени прыщик беспокоил больше, чем рак. Намекнуть мужчине, что он выглядит женоподобно - значит нанести ему страшное оскорбление.
Обилие пудры становится признаком чистоты и опрятности. В то же время был в частом употреблении уксус. Это сегодня он применяется как универсальная специя для улучшения вкуса тушеного мяса, приготовления маринадов и приправ, майонеза или кетчупа. А во времена барокко уксус — своего рода духи, и столь модные, что они стали настоящими продуктами красоты и ухода за кожей. Но и на этом сфера применения уксуса не заканчивается!

В XVIII веке женщины, не щадя себя, утягивались в корсеты, сделанные из китового уса. Талия становилась осиной, а декольте увеличивалось. Но такая жертва приводила к тому, что дышать было тяжело, и при малейшей неприятности барышни тут же падали в обморок. Соответственно их приводили в чувства при помощи того же уксуса. Для такого средства, конечно же, было множество аксессуаров, в частности, изготавливали специальные уксусницы, маленькие коробочки, которые носили на поясе. Внутрь помещали губку, пропитанную ароматическим составом с очень приятными ароматами цветов и трав.

Туалет адвоката, гравировка Филибера Луи Дебукура 1755-1832 г.г.
Репродукция. Фото автор

Говоря о барокко XVIII века, сложно не упомянуть икону стиля и законодательницу моды - изящную королеву Марию Антуанету, которая была большой любительницей садово-паркового искусства. Поэтому запахи XVIII столетия становятся нетерпкими и специевыми, что было основой в предыдущий век, а садовыми.

Мария Антуанета обожала розы в букете с полевыми цветами. Это же отразилось и в ароматах этого времени. Постепенно, истинное наслаждение благоуханий вернулось к аристократическому и буржуазному обществу. В отличие от прошлого столетия, аромат становится делом личного обольщения, и не просто необходимостью, а настоящим элементом роскоши. Появился вкус к очаровательной маленькой и изящной фарфоровой бутылочке, из которой все дворы Европы наслаждались сладкими и нежными ароматами...

Впрочем, время шло, и парфюмерия тоже не стояла на месте. Люди начинают снова возвращаться к банной культуре. У Людовика XIV появляется несколько ванных комнат. Английский проповедник уже говорит, что «неряшливость противна вере, чистота тела воистину сродни благочестию». А духи становятся больше частью роскоши и излишества. В это время парфюмерия начинает выполнять новую функцию, нежели прежде, что положило начало нового этапа в этой истории.

Интересно, что именно в то время появляется парфюмерный дом (так французы называют специализированный парфюмерный магазин) - Oriza L. Legrand. Год его создания – 1720-й. Он выпускает парфюмерию и косметику, ароматизированные рисовые порошки, мыло, успокаивающие и гигиенические кремы, косметические уксусы, туалетные воды. Название дома образовано из двух слов: Oriza – от латинского наименования риса — «Oryza Sativa» сорт риса, из которого делали пудру для волос, и L. Legrand – имя одного из владельцев.

«Oeillet Louis XV», Oriza L.Legrand. Гвоздика Людовика XV. Цветочный аромат, созданный как дань уважения французскому королю Людовику XV, который увидел рождение Oriza L. Legrand и стал ее самым знаменитым клиентом

Фото автора

Основал дом парфюмер Жан Фаржон. В 1811 году разработанные им рецепты изысканных парфюмов попали к Луи Леграну.Случилось это во время массовой распродажи наследства. Однако Легран не принес дому широкую славу. Она пришла несколько позже - после того, как парфюмерное дело вместе с уникальными рецептурами духов было передано Антоне Райно, напарнику Леграна. Тогда и начался расцвет компании.
Король Людовик XV был большим поклонником этого дома. Фирма выпустила и запатентовала первые в мире твёрдые духи — Essence Oriza Solidifiee. При этом, что удивительно в наше время, но совершенно типично для времени расцвета Oriza L.Legrand, абсолютно весь цикл производства от создания парфюмерных компонентов до наклеивания этикеток на флаконы производился на одной фабрике.
Парфюмерный дом Oriza L. Legrand существует до сих пор и предлагает самой взыскательной публике аристократичные парфюмы. Практически все их ароматы совершенно не современны. В их букете можно уловить ноты гвоздики, мяты, фенхеля, шалфея мускатного, листьев фиалки, ветивера, ангелики, гальбанума.

Ароматы поданы в великолепной винтажной упаковке, а каждый флакон украшен кисточкой, при виде которой, женщина может потерять волю. Это же барокко – культура излишества, а выразители этого излишества - бантики, кисточки, открыточки, коробочки, ленточки, все самое приятное, что нам досталось от эпохи барокко. Это самое настоящее прикосновение к истории, к настоящему и удивительному.

В ассортименте этого дома по сей день можно найти свечи, спреи для тканей, мыло и… уксусы! Сегодня их можно применять для ополаскивания и придания блеска волосам. Мужчины могут использовать их для успокоения кожи после бритья, смягчая её и тонизируя. Если несколько капель уксуса растворить в ванне, то вы будете окутаны волной благополучия и отдыха, а тонкий аромат цитрусов останется на вашей коже.
“Oriza Aciduline”, Oriza L. Legrand. Косметический уксус предназначенный для ухода за кожей и волосами

Фото автор

Знакомясь с парфюмерией Oriza L. Legrand, можно подумать: «Почему так пахнет? Зачем эти кисточки? Что это за уксус?». Не спешите давать быстрые оценки.
Если в современной парфюмерии нам достаточно посмотреть соблазнительную рекламу, и мы уже вслепую готовы покупать аромат, то проникнуть в эстетику и почувствовать красоту запахов Oriza можно только через интерес и знания. Тогда непонятные и сложные ароматы откроются, станут понятными и удивительными, а возможно, даже любимыми.

Читайте также
больше полезных статей по этой теме:
Было бы неверно утверждать, что китч — это лишь аляповатые, нелепые, плохого качества вещи, сделанные с дурным вкусом. Подобное определение, возможно, подойдёт для бытового разговора, но не для научного исследования. Ибо что такое дурной вкус, кто определяет его границы?
Иркутск с его домашней атмосферой вызывает чувство уюта. К тому же город богат на примечательные места и в нем есть такое украшение, как Ангара. Существует ложный стереотип, что Иркутск находится на Байкале. На самом деле от города до озера довольно далеко — 66 км!
Воспроизведение любых материалов сайта на других интернет-ресурсах разрешается при обязательном указании источника в формате гиперссылки: rosprioritet.ru
Опубликовать материал
в интернет-журнале «‎Национальные ценности»