Приведу как пример
«Черный квадрат» Малевича — все про него знают, но далеко не все понимают, о чем это произведение. Это нормально, потому что понимание этой работы действительно требует определенной подготовки, базы знаний и готовности рассуждать на эту тему. Абстрактное искусство во главе с
«Черным квадратом» находится за пределами внимания китча просто потому, что оно не прозрачно и не выражает какой-то простой истины, которая «всем понятна».
Еще одна категория искусства, которая избежала участи стать китчевой, —
произведения, показывающие нелицеприятные стороны жизни (например, грязные улицы или мусор, болезни или проституцию). Можно предположить, что носки и футболки с репродукциями картин немецких экспрессионистов вряд ли когда-нибудь станут китчем. И даже
«Крик» Эдварда Мунка, несмотря на всеобщую известность, совершенно не вписывается в концепцию
«рая на земле». Кричащий человек, пылающие оранжевые небеса, общий эмоциональный посыл и тревожность, которую выражает эта работа — все это совсем не похоже на мечтаемую
жизнь «простого человека».
Наконец, источником китчевых изображений не станет искусство, которое несет в себе отрицательную эмоцию.
Показательный пример: пожалуй, все в западном мире знают, кто такой
Сальвадор Дали или знакомы хотя бы с несколькими самыми известными его картинами и образами
(расплавленные карманные часы или слоны на длинных паучьих ногах). Но вряд ли потребитель китча захочет приобрести скатерть с изображениями подобных картин, потому что они затрагивают мотивы кошмаров и видений, рожденных бессознательным. Такие работы побуждают зрителя задуматься и обратиться внутрь себя, а это не входит в функционал и задачи китча.
Что важно вынести из нашего разговора?
Китч — это особое, самостоятельное явление культуры, которое существует наряду с профессиональным и народным искусством и развивается по своим собственным законам. Почему он нужен, почему востребован, почему важен? Потому что с помощью китчевых предметов
«простой человек» пытается обустроить свой быт и тем самым воплотить мечту о «райской жизни» — идеальном устройстве мира. С помощью знакомых и понятных предметов, не обладающих амбивалентностью и внутренней сложностью, привести мир к единому знаменателю и создать иллюзию контроля постоянно меняющейся жизни.
Хрустальная ваза с красным искусственным цветком, стоящая на застеленном кружевной салфеткой столе, сообщает человеку определенное послание: все хорошо, стабильно и красиво.
Китч — это простые вещи, с помощью которых мы стремимся выявить то постоянное и неизменное, что есть в нашем сложном и многообразном мире. Китч всегда напоминает нам о формуле:
«все мы люди», и таким образом претендует на создание универсальной истины, справедливой для всех, которая дает ориентиры и руководство к действию в неконтролируемых жизненных обстоятельствах.
Китч сводит всю жизнь в формулу, расставляя опознавательные знаки
(когда рождается мальчик, его пеленают в голубую ленту, а когда рождается девочка — в розовую и т.д.). Точно так же он поступает с произведениями искусства: бульварные романы, детективы строятся по прозрачной формуле, где не будет ничего неожиданного и непредсказуемого; все понятно и от того приятно и спокойно. В китче не поднимаются негативные темы, которые могут заставить нас почувствовать себя некомфортно или задуматься о каких-то глобальных вещах. Он освещает исключительно позитивные стороны жизни — именно поэтому китчевые предметы всегда таких ярких и жизнерадостных расцветок.
И в заключение, пожалуй, важно отметить еще раз:
китч — это не случайное явление, его формирование и развитие закономерно, и сам он организован по четко определенным законам и принципам. Скорее всего, и китч вообще, и русский китч в частности будет существовать всегда — пока у «простого человека», носителя обыденного сознания, есть запрос на одомашнивание нестабильного окружающего мира.