Мария Швец
Русский китч.
Как безвкусица стала нормой?

Продовольственная комиссия Военного совета Ленинградского фронта.
Пара задумчивых путти с работы Рафаэля «Сикстинская мадонна» давно живут отдельно от первоначального образа, превратившись в самостоятельный популярный сюжет для китча

Фото автора
Я давно увлекаюсь темой китча и очень рада, что сегодня у меня появился шанс представить на ваш суд своё небольшое исследование. Надеюсь, что мы с вами разберемся, что же такое русский китч, почему он именно русский, сколько он существует и когда, наконец, исчезнет.

Прежде всего, что такое китч? Было бы неверно утверждать, что китч — это лишь аляповатые, нелепые, плохого качества вещи, сделанные с дурным вкусом. Подобное определение, возможно, подойдёт для бытового разговора, но не для научного исследования. Ибо что такое дурной вкус, кто определяет его границы? Как можно отличить хороший вкус от плохого?

Можно предположить, что, наверное, профессиональные художники точно должны отличать хороший вкус от плохого. Однако в реальности среди них есть такие, которые создают китчевые предметы и при этом могут считать себя обладателями тонкого вкуса. Поэтому определение понятия китча — поле для исследований и споров, но, в любом случае, сведение его только к вкусовой концепции — однобокий и ненаучный подход.

Если определять китч исключительно как безвкусицу, то это сразу накладывает на него негативный отпечаток, словно китч — это что-то плохое, может быть, даже вредное, от чего нужно избавиться. Любопытно, что примерно до 1970-х годов к китчу относились именно так: его называли «эмоциональным хламом», а тех, кто производит китч, — вредителями. И только в 1970-е годы, когда началась эпоха постмодернизма, художники разглядели в китче интересный художественный метод и реабилитировали его.

Поэтому теперь, несмотря на то, что китч по-прежнему не заслужил одобрения со стороны многих исследователей, он, тем не менее, является предметом научного исследования. Мне бы хотелось, чтобы сегодня мы рассмотрели китч как феномен, как явление, которое существует параллельно с нами, и которое нужно понять — прежде, чем полюбить или возненавидеть.

Фото Pim Chu on Unsplash


Итак, в каком виде существует китч? Практически в любом. Это может быть декоративно-прикладной предмет, одежда, мебель, украшение для интерьера, посуда и т.д.

Китч может найти выражение в материальном предмете, в изображении (например, живописи, фотографии, открытке, гравюре), тексте (в стихотворении, песни, даже фразе на поздравительной открытке). Одним словом, китч существует в самых разных формах, и встретить его можно в любой момент нашей повседневной жизни.


Исследователи до сих пор спорят, что такое китч и как появился этот термин, но все признают, что впервые китч встречается в Германии в середине XIX века. Одни считают, что его родиной был Мюнхен, где торговцы промышляли тем, что ремонтировали старую мебель и выдавали ее за новую, обманывая своих покупателей. Другие полагают, что китч появился в Германии в 60-70-е годы XIX века, но это было связано с фабричным производством сувениров, рассчитанных на непритязательный вкус. Скорее всего, на иностранных туристов, которым можно было продать все что угодно за большие деньги. Как правило, это были предметы низкого физического и эстетического качества.

Принципиально важный момент касается 1880-х годов, когда массовое распространение получают конвейерные ленты. Первые конвейеры появились еще в XVIII веке, но именно к концу XIX столетия они стали широко применятся на производствах: рабочие создавали изделия на беспрестанно движущейся ленте — такая механизация труда не соответствовала человеческим темпам, поэтому многие вещи получались низкого качества, прежде всего, эстетического. Показательно, что в разных европейских странах существовали свои особенные термины для обозначения китча. В России конца XIX - начала XX века такие предметы назывались пошлыми — то есть банальными, вторичными, пустышками.
Фото Natalia Trofimova on Unsplash


Сегодня у понятия «китч» существует множество определений; мы сосредоточимся лишь на двух, которые, на мой взгляд, особенно важны в контексте нашего разговора. Первое определение говорит о том, что китч — это особый тип культуры, который существует наряду с профессиональным и народным искусством.

Напомню, что профессиональное искусство создается профессиональными мастерами, а народное искусство — это локальные промыслы (гжель, хохлома, жостовская роспись, дымковская игрушка и др.).

Подчеркнем, что китч — это не «отросток» профессионального искусства и не ответвление народного искусства.
Китч — это самостоятельное обособленное явление в культуре, существующее по своим собственным законам (по каким именно — поговорим ниже).
Согласно второму определению, китч — не случайное явление. Он имеет очень важное культурологическое значение в жизни обычного человека. Это особый способ структурирования мира с помощью потребностей обывателя (слово «обыватель» употребляется здесь в нейтральном смысле, без негативного подтекста; в смысле «носитель обыденного сознания»). Другими словами, китчевые вещи являются способом приручить, одомашнить постоянно меняющийся мир с помощью доступных человеку средств.

Не случайно в названии нашего разговора фигурирует словосочетание «русский китч»: в России в силу определенных исторических обстоятельств китч занял прочные позиции. В 1860-е годы по Европе шагает научно-техническая и промышленная революция, она затрагивает и Российскую империю. В синтезе с реформами, которые проводил в ту пору Александр II, рождается такое явление, как отходничество. Им называли временный уход крестьян на заработки.
Фото Radik Sitdikov on Unsplash


Например, зимой, когда в деревне не было работы, крестьяне переезжали в соседние или отдалённые города, чтобы устроиться на фабрики и заводы. Предполагалось, что с наступлением благоприятного сезона они вернутся в родное селение и будут продолжать работать там, но в реальности так происходило не всегда: многие крестьяне не возвращались, оставаясь в городах. Так появилось уникальное для России явление — формирование поселкового сознания (от слова «поселок»), которое характеризуется промежуточным положением между культурой города и деревни.

Когда выходец из деревни оставался в городе, он уже не был деревенским жителем, но еще не становился горожанином. В укладе его жизни происходили интересные изменения: он привык соблюдать определенные традиции, которые передавались из поколения в поколение, но теперь они смешивались с новыми привычками, продиктованными городской жизнью.
Процесс был очень масштабным, и тип поселкового сознания стремительно распространился по стране, где 90% населения составляло крестьянство. Поэтому, скорее всего, у очень многих из нас в родословной есть представители этого поселкового сознания…

Новая экономическая политика, которая проводилась в России в 1920-е годы, также сыграла большую роль в становлении русского китча. В это время в стране появляются небольшие частные предприятия, которые были призваны восполнить дефицит товаров широкого потребления и продуктов лёгкой промышленности. В условиях отсутствия строгого контроля за качеством товаров и гарантий долгосрочной деятельности со стороны государства, многие частные предприниматели не стремились создать хороший качественный продукт, а превращали свою деятельность в погоню за прибылью. Поскольку НЭП была временной мерой, призванной утолить товарный голод населения, закономерно, что даже низкокачественные и низкопробные в эстетическом смысле предметы находили своего покупателя.

В 1940-е и 1950-е годы наступает новая волна популярности китча. В тяжелое послевоенное время людям хотелось украсить свой скромный быт, и они использовали для этого любые доступные средства. В эти годы многие жили в общих комнатах деревянных бараков, и одними из самых популярных предметов интерьера были дешёвые бумажные коврики. Они не защищали от холода, выглядели очень просто, а их примитивные рисунки были раскрашены яркими аляповатыми цветами. Тем не менее, они пользовались большой популярностью, ведь голая барачная стена будет выглядеть хоть немного уютнее, если ее украшает маленький бумажный коврик.

Период с 1970-х годов характеризуется очередным всплеском интереса к китчу, что связано с началом так называемой эпохи застоя — в то время, когда в политической и социальной жизни не происходило громких потрясений, у населения появились средства украсить быт и обустроить его по своему вкусу.

В 1970-е в моде были различные экзотические мотивы (макраме и искусственные растения); именно тогда в каждой квартире появились ковры не только на стенах и полах, но и на диванах; с потолков свисали «хрустальные» люстры, фарфоровые сервизы стояли на полках шкафов-стенок, а тумбочки украшались вязаными «кружевными» салфетками.
Благоприятным периодом для китча были 1990-е годы: он нашел выражение в квартирах и внешности нуворишей, или «новых русских», — быстро разбогатевших людей, которые с помощью внешних атрибутов стремились продемонстрировать свой материальный достаток и статус. В дальнейшем проявления китча незначительно менялись, откликаясь на современные запросы, но сам он оставался крайне популярным вплоть до 2000-х годов, пока на смену ему не пришёл скандинавский минималистичный дизайн 2010-х.

Китч — это попытка создать рай на земле, иллюзию той жизни, о которой мечтает «простой человек», носитель обыденного сознания. Как правило, у русского-советского человека в распоряжении был довольно скудный арсенал для того, чтобы в действительности достичь желаемого образа жизни. Один из выходов — хотя бы изобразить вокруг себя этот самый видимый рай с помощью подручных и доступных средств. Так и возникает китч.
Фото Valentina P on Unsplash

Еще раз повторим: китч — это совсем не просто дурной вкус и низкокачественный предмет, так же как и не любая яркая и дешевая вещь может быть названа китчем. У него как явления есть набор устойчивых принципов.

Первый — анонимизация. Китчевая вещь всегда анонимна, у неё нет автора. Конечно, каждый предмет кем-то создан или произведен определенной фабрикой, но это в общем-то не имеет никакого значения. Все китчевые вещи бесконечно повторяют друг друга — в них нет ничего авторского, оригинального, уникального и неповторимого.
Красные цветы — популярный образ китча, который украшает любой предмет. Образ красного цветка удваивает послание о красоте (цветок = красота, красный = красивый), что усиливается также и раппортным повторением орнамента

Фото автора

Вторая черта — клишированность. Китч — это всегда отражение стереотипа, прозрачного клише. В китчевых предметах, песнях, стихотворениях, поздравительных открытках нет глубокого смысла и сложной символики. Образ китча всегда прост и понятен.
С этим связана следующая черта китчаоднозначность. Поясним на примере: в искусстве и мифологии зеленый цвет в зависимости от контекста может быть символом новой жизни, зависти, богатства, плодородия и пр. В китче зеленый — это непременно цвет весны и жизни. Желтый цвет в китче — признак разлуки или измены, в то время как в искусстве семантика желтого очень сложна.
Китч не допускает многозначности и упрощает: красный — цвет любви и страсти (в искусстве — это также цвет крови, огня, войны, смерти, жизни и т.д.), белый — зимы и чистоты (в культуре это цвет смерти и других переходных состояний), золотой — богатства (в религиозном искусстве золотой — цвет божественного света).
Однозначность китча относится не только к символике цвета: например, лев в китче — это исключительно символ смелости и мужественности (в искусстве лев может быть символом империи и царской власти).

И, наконец, последний принцип китчаформульность. Литературное китчевое произведение (бульварный роман, стихотворение или, например, песня) существует по определенной схеме, или формуле, в которой события развиваются крайне предсказуемо, не происходит никаких неожиданных трансформаций характеров.

Если в начале повествования мы видим бедную, несчастную и всеми гонимую девушку, мы можем быть уверены, что в конце ее ждет принц, богатство и слава. Если в начале рассказа фигурирует злодей, то в конце он будет обязательно наказан. В китче все однозначно, он делит все только на черное и белое, не допуская полутонов, и стремится свести все многообразие и сложность мира к простой и понятной формуле.

Центральная формула китча: «все мы люди». «Веди себя как нормальный человек», «когда женщина выходит замуж, она надевает длинное белое платье», «когда человек получает первую зарплату, он проставляется» — все эти фразы-формулы порождены обыденным сознанием и полностью удовлетворяют китчу.

Подобные формулы стирают индивидуальные особенности человека: не важно, какие у вас жизненные обстоятельства, планы, желания и предпочтения — в любой ситуации нужно быть как «все нормальные люди». Китч претендует на создание универсальной, абсолютно истинной формулы, справедливой для всех, которая становится своеобразной опорой и руководством для обывателя.
ФОТО Oscar Ochoa on Unsplash

Китч — это попытка сбалансировать мир, который не подчиняется человеку. Жизнь постоянно меняется, вокруг происходит множество разнородных событий, на которые мы никак не можем повлиять, и с помощью китча «простой человек» пытается привести окружающий мир к знакомому очертанию, создать иллюзию контроля и постоянства.

Постоянство вообще — важная примета китча,которую обеспечивают вышеперечисленные принципы (анонимизация, клишированность, однозначность, формульность) и которая выражается в том, что китч не меняется в течение десятилетий. Китчевые предметы, созданные с разницей в столетие, будут выглядеть по-разному (так как китч всегда связан с современностью), но в целом, китч — это набор крайне устойчивых тем, сюжетов и образов.

Один из самых популярных образов, который встречается в большинстве китчевых предметов — цветы. Это ясный и понятный символ красоты, выражение незыблемой формулы «цветы — это красиво». В символическом значении цветов на первый план выходит однозначность образов.

Красная роза — образ любви и страсти; если вы хотите показать, что кто-то очень сильно и страстно вас любит, то достаточно изобразить «миллион алых роз».
Удивительно, но эта строчка из известной песни сегодня нашла реальное воплощение в услуге, которая называется «Букет на час»: за определенную плату вы получаете на ограниченное количество времени огромный букет из сотни или из нескольких сотен роз, чтобы сфотографироваться и выложить этот снимок в социальные сети. Что это, как не проявление китча?

Большой иллюстративный материал для этой лекции был собран мною в процессе поиска съёмной квартиры: значительную часть интерьеров можно смело поместить в учебник по китчу. На стенах, клеенчатых скатертях, обивке мебели можно в изобилии встретить не только розы, но и всевозможные реальные и фантазийные цветы самых причудливых расцветок.
А еще одно интересное проявление китча с использование цветочных мотивов — дембельские альбомы. Вклеивание вырезок с изображением цветов как попытка сгладить, украсить суровую реальность, с которой сталкиваются мужчины в армии, с помощью понятного и яркого символа красоты и женственности — цветка.

Смысл образов китча всегда лежит на поверхности — они призваны вызвать конкретную эмоцию, а не раскрыть глубокий смысл. В китчевой литературе символика растительных и цветочных образов также весьма прозрачна. Если стан женщины сравнивается с березкой, а ресницы — с лепестками, это означает лишь то, что женщина стройна и красива.
Символические значения китча однозначны и чаще всего не совпадают с традиционным прочтением символа в искусстве (ввиду внутренней сложности последнего). Скажем, если в религиозной живописи лилия означает физическую и душевную чистоту, невинность и считается символом Девы Марии, то в китче лилия — цветок праздника и, возможно, даже обладает лёгким эротическим подтекстом.

Вырезки с изображением цветов в дембельских фотоальбомах — попытка если не нивелировать, то по крайней мере сгладить тему мужественности и войны

Фото автора

Другой яркий образ китчадрагоценности. Вот лишь пара примеров из популярных песен последних лет: «У нее глаза — два бриллианта в три карата», «Лучшие друзья девушек — это бриллианты», «И её изумрудные брови колосятся под знаком луны». Драгоценные камни и металлы — символ роскоши и богатства.

Примечательно, что до середины XIX века эти образы не так часто встречались в литературных произведениях, а на волне демократизации новые творцы и потребители культуры используют его как символ чего-то недоступного и ассоциирующегося с материальным благополучием.

Сегодня образ драгоценностей нашёл визуальное воплощение и в электронном формате. Поскольку китч существует в тесной связи с современностью, то в наши дни он широко представлен в интернете в виде переливающихся и сверкающих, словно кристаллы, «писем счастья» и gif-ок. Примечателен не только внешний вид таких посланий, но и содержание — стандартные фразы-пожелания здоровья, счастья или богатства.
Фото Camila Quintero Franco on Unsplash
Истоки подобных деперсонализированных и шаблонных поздравлений, которые считаются непременным атрибутом любого праздника, лежат в народной культуре и глубже — в древней мифологии и сказках, где слово равняется действию (для того, чтобы в сказке что-то произошло, персонажу достаточно произнести определённые слова-заклинания).
Можно сказать, что в современных «письмах счастья», которые «обязательно нужно переслать друзьям», открытках и тостах находит проявление этот древний архаический страх — если слово не произнесено, то пожелание не сбудется.
Помимо изображения драгоценных камней и материалов, в китче встречается и их имитация. Примерами могут послужить многочисленные сувениры, тяжеловесные пресс-папье и прочие «атрибуты статуса» и «подарки», в которых имитируются дорогостоящие материалы (золото) или сложная техника (перегородчатая эмаль, инкрустация) — при этом внешняя дороговизна подчёркивается, и именно она определяет эстетические качества предмета.

Архаичный страх перед могуществом произнесенного слова выражается в стандартных фразах-пожеланиях богатства и прозрачных символах достатка: пентхаус, автомобиль, яхта, пачки банкнот и золотая рыбка.
Фото автора
Также сегодня распространены так называемые алмазные мозаики, сделанные, разумеется, вовсе не из алмазов, а из разноцветных страз, которые можно сложить в изображение по определенной схеме. Сюжеты в таких мозаиках используются самые разные, но прежде всего — это розы (красота), дикие животные (смелость и сила) и ангелы (детство).

Дети еще один устойчивый образ китча. Здесь стоит вспомнить о главной формуле китча «все мы люди» — вне зависимости от различий, все мы рождаемся, любим и умираем. Сразу оговоримся, что тема смерти в китче тоже может быть представлена, хотя китч по своей природе — явление исключительно жизнеутверждающее. Тема смерти может проявиться, например, в пепельнице в виде человеческого черепа. Здесь важен игровой момент: с одной стороны, череп напоминает о том, что мы смертны, но с другой — мы тушим в пепельнице сигареты, чем нивелируем серьезность темы и создаем иллюзию контроля над смертью.

А вот тема рождения (детства) очень широко представлена в китче милыми пупсами с пухлыми щечками, очаровательными губками, большими глазками и кудрявыми светлыми волосами. Детская тема так популярна не только потому, что «все мы любим детей»: в китче дети всегда изображаются упитанными и счастливыми, выступая своеобразным символом достатка и стабильности. Китч призван не напоминать о проблемах, а создавать рай на земле, и довольный маленький ребенок вполне вписывается в эту концепцию.

Интересно, что в китчевой литературе (особенно в начале ХХ века) тема детства раскрывалась также через образ бедных сирот, которые, конечно же, в конце повествования получали за свои страдания всё самое лучшее. Предсказуемость и непротиворечивость сюжета дарила ощущение контроля и радость узнавания: читатель сочувствует и сопереживает сиротке, но знает, что в итоге все будет хорошо. Вселение веры в то, что события сложатся правильным образом, а справедливость восторжествуетважная функция китча.

В визуальных же образах китча изображаются исключительно счастливые карапузы — ими изобилуют кустарные отечественные открытки 1940-х годов. Любопытно, что внешний вид детей на таких открытках отличается от официально одобряемого властью образа «советского ребенка» (например, мальчики носят цилиндры, а девочки — нитки жемчуга на шее).

Это связано с тем, что на самом деле это изображения немецких детей: в 1945 году советские солдаты, возвращаясь из побеждённой Германии, привозили с собой в качестве трофеев пачки подобных открыток. Оказавшись в России, открытки подверглись массовому фотокопированию, и пускай на выходе получались изображения довольно низкого качества, умельцы воспроизводили их крупными тиражами, и эти зарубежные диковинки были очень востребованы.

Такой метод копирования порой приводил к забавным результатам. Нередко встречаются рождественские открытки с соответствующими атрибутами — наряженной елью и Вифлеемской звездой, при этом надпись содержит поздравления не с Рождеством, а, например, с днём рождения. Существуют и другие примеры открыток с надписями, которые противоречат изображению, но, несмотря на эти несоответствия, такие открытки пользовались всенародной любовью. В послевоенное время остро ощущалась потребность «одомашнить» мир, иметь зримое подтверждение того, что все будет хорошо. Открытки, раскрашенные яркими анилиновыми красками, удовлетворяли это желание — в отличие от официальной советской пропаганды.
Кроме детской темы в таких открытках была популярна тема ожидания скорой встречи, что находило особенный отклик сразу после окончания Великой Отечественной войны.

Этот мотив оказался довольно устойчивым и сохранился в открытках и в последующее время вплоть до 70-х годов ХХ века. Возможно, это связано с тем, что люди зачастую не имели права самостоятельно выбирать место жительства: были обязаны жить по прописке, могли быть принудительно направлены на работу в город или деревню на другом конце страны, а в результате — переживать разлуку с любимым человеком, близкими друзьями или семьей.
К слову о клишированности образов китча: в открытках используется набор крайне устойчивых мотивов. Тему встречи и расставания раскрывают изображения поезда, самолета, белой голубки с конвертом в клюве, и, конечно, красной розы — символа любви и страсти.
Влюбленные на старой открытке замерли в шаблонной позе (она склонила голову ему на плечо, он держит ее запястье). Интимную обстановку создает мерцающий свет торшера и букет красных роз — символа любви и страсти
Фото автора

Мотив ожидания — частный случай другого яркого и устойчивого образа китча — влюбленных. Влюбленная пара, как правило, изображена в сладостном томлении. В любовных сценах китча не бывает откровенности, граничащей с порнографией: наоборот, лишь намек на эротику, что сохраняет недосказанность и оставляет простор для фантазии. Игривые сценки, которые вызывают легкие эмоции, сопровождаются шаблонными фразами: «Шути любя, но люби шутя» или «Дарю сердечко, помни вечно».

С печатных открыток мотив влюбленных сегодня перекочевал в электронный формат, изменилась стилистика картинки и внешность молодых людей: теперь это пара загорелых любовников в купальниках на фоне тропического водопада или мужчина и женщина в вечерних туалетах за столиком в ресторане и с огромным розовым букетом. При внешних изменениях главная формула остается неизменной: те же клишированные позы, сладостное томление во взгляде и стереотипные фразы.
Распространены и одиночные женские образы — «красавицы». Внешний вид «красавиц» меняется в соответствии с запросом времени: если в начале ХХ века женщине придавали сходство с античной богиней, будто сошедшей с салонных картин тех лет, то к концу столетия были популярны более эротизированные и откровенные образы.

Яркий пример — знаменитые махровые полотенца 1990-х годов с полуобнаженным «красавицами» на байках или песочных пляжах.
Напечатанная «картина» с красавицей и оленем раскрашена яркими жизнерадостными цветами, а тема любви и красоты раскрыта через понятные символы: стройную березку, букет роз и мак на шее оленя, черные кудри и большие глаза девушки
Фото автора

Китч практически никогда не помещает своих героев в обыденное, повседневное пространство. Напротив, чаще всего изображается экзотический мир тропиков — где же еще быть раю на земле, если не в краю вечного лета? (Сегодня этот визуальный образ трансформировался в популярную «мечту» — стать фрилансером и уехать жить куда-нибудь на Бали, что, как кажется, должно решить все жизненные проблемы).

Экзотические мотивы выражаются не только в пейзажах, но и в изображении различных «благородных» животных — львов, леопардов, гепардов и тигров (символы мужественности, храбрости и физической силы).

Иллюзорную связь с лучшей жизнью также дает следующий образ китча — знаменитости. Их изображения встречаются в самых разных китчевых предметах, начиная с дореволюционных открыток с фотопортретами известных писателей, певцов и актеров.

В 70-80-х годах ХХ века были распространены фотографии Аллы Пугачевой и Владимира Высоцкого с нанесенными на них «автографами» — факсимильными подписями этих знаменитостей. В наши дни образы знаменитостей размещаются на многочисленных школьных принадлежностях (пеналах, обложках школьных дневников и тетрадок), сумках и предметах одежды (рюкзаки, футболки) и прочих мелочах.
Фотопортрет Владимира Высоцкого с факсимильным оттиском автографа украшает интерьер и создает иллюзию связи со знаменитостью

Фото автора
Действительно неисчерпаемым источником образов китча выступают произведения искусства. В качестве примера можно привести не только заимствование образов из области изобразительного искусства, но и из художественной литературы.

Например, текст песни Софии Ротару «Вот и лето прошло» взят из одноименного стихотворения поэта Арсения Тарковского. У него это серьезное произведение с глубоким экзистенциальным смыслом, который, однако, теряется при переложении на игривый легкий мотив популярной песенки. Сценические декорации, сверкающее короткое платье певицы, цветные ленты, которые оформляют выступление — все это превращает поэтическое произведение об упущенных возможностях в шлягер о том, что «всем нам хочется любви» («Только-только-только этого мало»). Важно понимать, что оригинальное произведение Арсения Тарковского от этого не превращается в китч — им становится лишь интерпретация стихотворения, пропущенная через обыденное сознание.

Подобная метаморфоза характерна не только для данного случая. На картине Крамского «Неизвестная» (которую часто ошибочно называют «Незнакомкой») и художник, и его современники видели «женщину непростой судьбы», кокотку, которая с высокомерием смотрит на зрителя. А вот что происходит дальше: удивительно, но в массовом сознании этот образ со временем трансформируется в «прекрасную незнакомку».

При тиражировании и многоразовом копировании изображения для открыток, репродукций и даже этикеток детали оригинальной картины слегка меняются: исчезают очертания Аничкова моста за спиной Незнакомки, корректируются черты лица, а иногда оно и вовсе оказывается зеркально отображено. И вот перед нами уже не содержанка, а статная дама, полная достоинства «настоящая женщина», портрет которой украшает флакончик духов. Сама картина Крамского от этого не стала китчем, но ее образ начал жить отдельно от оригинального произведения и адаптировался под обыденное восприятие.
Фото автора

Персонажи с известных живописных полотен и сегодня наводняют самые разные предметы китча: «Джоконда» Леонардо да Винчи иангелочки с «Сикстинской Мадонны» Рафаэля украшают многочисленные футболки, чехлы для телефонов, сумки и бумажные салфетки для декупажа и соседствуют с узорами шотландской клетки, «гусиными лапками» и «кружевом». Знакомые образы приносят нам радость узнавания и ощущение, будто мы непосредственно прикасаемся к миру прекрасного.

Сегодня печать репродукций картин на повседневных предметах крайне популярна, но важно понимать, что лишь это еще не делает предмет китчевым. Существует определенный набор тех произведений искусства, изображение которых, пожалуй, никогда не станет китчем. Это касается прежде всего абстрактного искусства. Из всего многообразия визуальных образов китч вычленяет исключительно фигуративные изображения, исполненные в реалистической манере — именно они обеспечивают человеку-потребителю китча ту самую радость узнавания от соприкосновения с хорошо известной и понятной ему картиной.
Приведу как пример «Черный квадрат» Малевича — все про него знают, но далеко не все понимают, о чем это произведение. Это нормально, потому что понимание этой работы действительно требует определенной подготовки, базы знаний и готовности рассуждать на эту тему. Абстрактное искусство во главе с «Черным квадратом» находится за пределами внимания китча просто потому, что оно не прозрачно и не выражает какой-то простой истины, которая «всем понятна».

Еще одна категория искусства, которая избежала участи стать китчевой, — произведения, показывающие нелицеприятные стороны жизни (например, грязные улицы или мусор, болезни или проституцию). Можно предположить, что носки и футболки с репродукциями картин немецких экспрессионистов вряд ли когда-нибудь станут китчем. И даже «Крик» Эдварда Мунка, несмотря на всеобщую известность, совершенно не вписывается в концепцию «рая на земле». Кричащий человек, пылающие оранжевые небеса, общий эмоциональный посыл и тревожность, которую выражает эта работа — все это совсем не похоже на мечтаемую жизнь «простого человека».
Наконец, источником китчевых изображений не станет искусство, которое несет в себе отрицательную эмоцию.

Показательный пример: пожалуй, все в западном мире знают, кто такой Сальвадор Дали или знакомы хотя бы с несколькими самыми известными его картинами и образами (расплавленные карманные часы или слоны на длинных паучьих ногах). Но вряд ли потребитель китча захочет приобрести скатерть с изображениями подобных картин, потому что они затрагивают мотивы кошмаров и видений, рожденных бессознательным. Такие работы побуждают зрителя задуматься и обратиться внутрь себя, а это не входит в функционал и задачи китча.


Что важно вынести из нашего разговора?

Китч — это особое, самостоятельное явление культуры, которое существует наряду с профессиональным и народным искусством и развивается по своим собственным законам. Почему он нужен, почему востребован, почему важен? Потому что с помощью китчевых предметов «простой человек» пытается обустроить свой быт и тем самым воплотить мечту о «райской жизни» — идеальном устройстве мира. С помощью знакомых и понятных предметов, не обладающих амбивалентностью и внутренней сложностью, привести мир к единому знаменателю и создать иллюзию контроля постоянно меняющейся жизни.

Хрустальная ваза с красным искусственным цветком, стоящая на застеленном кружевной салфеткой столе, сообщает человеку определенное послание: все хорошо, стабильно и красиво. Китч — это простые вещи, с помощью которых мы стремимся выявить то постоянное и неизменное, что есть в нашем сложном и многообразном мире. Китч всегда напоминает нам о формуле: «все мы люди», и таким образом претендует на создание универсальной истины, справедливой для всех, которая дает ориентиры и руководство к действию в неконтролируемых жизненных обстоятельствах.

Китч сводит всю жизнь в формулу, расставляя опознавательные знаки (когда рождается мальчик, его пеленают в голубую ленту, а когда рождается девочка — в розовую и т.д.). Точно так же он поступает с произведениями искусства: бульварные романы, детективы строятся по прозрачной формуле, где не будет ничего неожиданного и непредсказуемого; все понятно и от того приятно и спокойно. В китче не поднимаются негативные темы, которые могут заставить нас почувствовать себя некомфортно или задуматься о каких-то глобальных вещах. Он освещает исключительно позитивные стороны жизни — именно поэтому китчевые предметы всегда таких ярких и жизнерадостных расцветок.

И в заключение, пожалуй, важно отметить еще раз: китч — это не случайное явление, его формирование и развитие закономерно, и сам он организован по четко определенным законам и принципам. Скорее всего, и китч вообще, и русский китч в частности будет существовать всегда — пока у «простого человека», носителя обыденного сознания, есть запрос на одомашнивание нестабильного окружающего мира.
Читайте также
больше полезных статей по этой теме:
Искусство парфюмерии было очень тесно связано с искусством перчаток. Екатерина Медичи в свое время во Франции использовала ароматы для перчаток, которые изготовлялись из очень неприятно пахнущей кожи.
Иркутск с его домашней атмосферой вызывает чувство уюта. К тому же город богат на примечательные места и в нем есть такое украшение, как Ангара. Существует ложный стереотип, что Иркутск находится на Байкале. На самом деле от города до озера довольно далеко — 66 км!
Воспроизведение любых материалов сайта на других интернет-ресурсах разрешается при обязательном указании источника в формате гиперссылки: rosprioritet.ru
Опубликовать материал
в интернет-журнале «‎Национальные ценности»