Используя наш сайт, Вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для Вас и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и обработки персональных данных.
Да
Подготовила Марина ЕЛИСЕЕВА

Его Атлантида

Блокадный мальчик мечтал о поиске древней цивилизации
Лучшие стахановцы-сборщики пулеметов

ФОТО М. Мицкевич
«Ленинградская правда» 1941-1945 гг.
Дата публикации: 02 апреля 2025
Эти воспоминания принадлежат известному ученому востоковеду, работавшему в Институте восточных рукописей РАН, А. П. ТЕРЕНТЬЕВУКАТАНСКОМУ (сыну не менее известного ученого зоолога П. В. Терентьева). Анатолий Павлович — автор многих научных монографий и популярных книг по истории и культуре Китая. А древней цивилизацией, которую он с детских лет мечтал найти на Земле, стало тангутское государство Си Ся, находившееся в Х — ХIII веках на территории современных китайских провинций Шэнси и Ганьсу. Ему он посвятил свои исследования.

Анатолий Павлович был прекрасным художником и сам иллюстрировал свои произведения, а еще он любил рисовать шаржи, писал стихи. Талантливый, по словам коллег, легкий в общении и отзывчивый человек, он оставил по себе добрую память, уйдя из жизни в феврале 1998 года. В фонд «Память» нашей газеты воспоминания ученого поступили в декабре 1991 года.
Минувшее… Только правду… Любые выдуманные ужасы, наигранная скорбь, литературное кривлянье по отношению к тем дням были бы кощунством. Просто передать то, что еще сохранила память.

Лето 1941 года. Украина. Небольшой поселок у подножия огромного кургана. Выхожу на дорогу. За далью полей небо окрашено зловещим багрянцем. Гдето там война. Давно идут из Ленинграда тревожные письма. Отец настоятельно советует маме не возвращаться домой, а переехать в Новый Оскол, где снимает дачу семья его друга. По его мнению, война туда не дойдет. Когда мы были уже в Ленинграде, по радио сообщили о захвате Нового Оскола немцами. Судьба…

Поезд. Вагон переполнен. Люди бегут. Настроение тревожное. Если бы они знали, какой ад ждет их впереди! Мы в Ленинграде. Звоним. Дверь открывает тетка отца — Лиза. Смотрит на нас, как на воскресших покойников. Влетают дочери соседки, учительницы Марьи Гавриловны, которые до войны всегда ссорились с мамой. Бросаются ей на шею и громко рыдают.

Я смотрюсь в трюмо. Ну и чучело! Маленький, тонконогий, лопоухий. В драных коротких штанишках и маминой бобриковой жакетке — она сидит на мне, как пальто. Мама спрашивает об отце: «Где Павел?». Отвечают: «Его не взяли в армию изза плохого зрения. Он на оборонных работах».

Много ли я, семилетний мальчишка, «видел» войн? Карикатуры на японцев — раскосые человечки в фуражках с невероятными плюмажами, забавные сатирические песенки про белофиннов. Теперь — немцы. Время игр кончилось. По радио каждый день передавали о неслыханных зверствах оккупантов. Однажды ночью вспыхнуло новое зарево — горели Американские горы и Зоологический сад. Я оплакивал гибель слонихи — любил ее. Другие мои любимцы — обезьянки — спаслись все.

Когда взрывом сорвало дверцы клеток, они кинулись в помещение. Новый плакат, очень страшный. Серо-коричневая горилла тянется к границам Советского Союза через залитую кровью карту Европы. Плакат висел в витрине парфюмерного магазина на Среднем проспекте.

Мама закутывает меня в шерстяной платок поверх пальтишка. Идем на Петроградскую к тете Нине, чтобы договориться о топливе на зиму. Большой проспект. На заборе плакаты. Теперь они неярки и суровы. На грязно-коричневом фоне гора черепов. На ее вершине фигурка с усиками. В правой руке топор. Левая выкинута вперед. «По черепам, наваленным горой, // Бандит — мясник шагает прямо в бездну. // Раздавим гадину волной железной! // Победный год наш — год сорок второй!».

Не сорок второй, не сорок третий и даже не сорок четвертый, как мы убедились впоследствии… Осенью сорок первого я поступил в школу. Грустным был первый школьный день: ни цветов, ни приветствий. Ушиб ногу и не хожу на занятия. Все раны этой осенью заживают плохо. Пузыри, покрывшие мои руки, выделяют бесцветную жидкость. Холодный зимний день — окна замерзли. Мама дежурит на станции cкорой помощи, отец в охране Зоологического института. Вся библиотека отца в моем распоряжении.

Отец не жжет книги — скорее он расстался бы с жизнью. Снимаю с полки одну книгу за другой. Вот «Гаргантюа и Пантагрюэль». Как они ели, эти обжоры! Дичь, котлеты, свиные паштеты…

Не могу! Есть хочу! Есть! На столике, где отец утром делил «сто двадцать пять блокадных грамм», остались крошки. Скатываю их пальцами и отправляю в рот. Теперь очередь за ножом — хлеб липнет к лезвию, оставляя на нем пленку. Сдираю ее ногтями. Позднее этот способ утолять голод с моей легкой руки получил в нашем семейном лексиконе название «хлебные остатки». Хлеб!

До войны около нашей парадной располагалась булочная. Каким восхитительным был запах свежей булки, несшийся оттуда. Теперь хлеб на вес золота. Помню, как я плакал, когда двое старших ребят отняли у меня мою порцию хлеба по дороге из школьной столовой. У нас в семье было правило: не есть весь паек, а большую часть относить маме.

И вот этот драгоценный хлеб у меня отняли. Теперь я понимаю, что ребята были голодные. Чуть не со слезами они просили меня: «Толя, отдай! Потом можешь пожаловаться родителям, что Гена и Ефрейтор (прозвище) отняли у тебя хлеб». Отец не встает. Постоянные мысли о смерти. Мама устроила его в больницу Академии наук. Кровать отца в палате стоит рядом с кроватью народного артиста Республики Павла Захаровича Андреева. Русский богатырь, незабываемый Демон, Годунов, Шакловитый не пожелал покинуть город.

Сейчас две иссохшие тени — Павел Захарович и отец негромко беседуют, вспоминая старый Петербург. Мог ли я тогда знать, что через много лет пути наших семей вновь пересекутся и племянница знаменитого артиста станет моей женой? Солнечный зимний день. В комнате мерзость запустения. Сижу в кресле. На замерзших окнах мелькают ледяные искры. Голова кружится. Чтото вдавливает меня в кресло. Не могу больше…

Вечером, протягивая мне тарелку с чемто вроде серо-лиловых макарон, мама шепчет: «Ешь, завтра в стационар». Вот он, стационар для дистрофиков. Опять более сильные ребята. Бьют… А всетаки стало легче. По выходе из больницы мама повела меня в столовую. Нам подали… щи! Пиршество завершили соевые сырники. Совсем хорошо! Летний вечер. Клубится пыль дороги. Пусть жарко. Пусть хочется есть. Зато мы несем в мешках репу — репу с нашего огорода. И снова пыль, и закатное солнце. Зной сжег лицо мамы. До войны оно было белым и румяным. В страшную зиму бледным и отечным. Сейчас оно бронзовое, как у индейца. Таким оно осталось и до сего дня — красивое лицо в рамке седых волос.

Мы с отцом ходим по залам Зоологического музея. Давно я не видел живых зверей — теперь к моим услугам их чучела. Приятно погладить пушистый мех, заглянуть в желтые блестящие глаза. Что это? В зеркальном стекле огромного шкафа — круглое отверстие. Напротив разбито окно, на полу рассыпаны перья. В чучело хищной птицы попал влетевший в окно осколок снаряда. Не спится. Мы с отцом укрылись одеялами и шубами. За окном гул обстрела.

— Папа, расскажи чтонибудь.

— Что тебе рассказать? Разве об Атлантиде?

Грохот заглушает слова отца. Звенят вылетевшие стекла. По комнате проносится волна холодного воздуха. Вбегает мама в белом халате под пальто — ее машина была на вызове в соседнем доме: «Живы?». Отец не отвечает, стараясь заткнуть разбитые окна подушками. Вдруг он восклицает: «Этого еще недоставало!». Осколки стекла запорошили банки с грибами. Атлантида… Страшной зимой сорок второго года отец, лежавший в изнеможении на кровати, позвал меня.

— Толя, я хочу тебе открыть одну тайну. А то умру, и ты не узнаешь.

Он рассказал мне похожую на сказочный сон повесть о чудесной стране, о ее столице, построенной из белого, красного и черного камня, о храме Посейдона, бронзовых колесницах… Это определило впоследствии мой выбор профессии.

Желание найти древнейшую на Земле цивилизацию привело меня в востоковедение. Только не знаю, удастся ли мне когданибудь выполнить завет отца — раскрыть древнюю тайну… Блокада снята. За стеной слышу голоса брата отца дяди Глеба и соседа — полковника дяди Миши Беленко.

Солдаты вернулись домой. Все как будто попрежнему. Только хлеб уже не отдает свежестью, как до войны. И на кухне нет вкусных запахов. На улицах людно. Быстро иду по 5й линии Васильевского острова.

А вот и моя блокадная школа. Захожу во двор. Все, как прежде. За красными кирпичными корпусами готический шпиль протестантской кирхи. Василеостровское средневековье…

Что за маленькая фигурка жмется в углу? Да ведь это я, голодный мальчик в рваной шубейке, ждущий маму! Чтото теплое приваливается к ноге. Моя собака глядит мне в лицо большими встревоженными глазами: «Что с тобой?». Неразорвавшийся снаряд… Он навсегда в моем сердце.

Поэт-блокадник Юрий Воронов так сказал о неразорвавшемся снаряде — памяти блокады:

…Он может никогда

не разорваться.

О нем на время можно позабыть.

Но он в тебе. И нет для

ленинградцев

Саперов, чтоб снаряд тот

разрядить.


Нет, не прав тот, кто советует: никогда не возвращайся
в прежние места. Пока я жив, я буду приходить сюда.
Я не могу уйти от блокады: в моей душе неразорвавшийся снаряд…

Садись, дед! — модный молодой человек уступает
мне место в автобусе.

Сажусь: спасибо, дорогой! Гляжу в окно. Мой город, город блокады, обстрелов, голода, город Пискаревского кладбища. Да, теперь я дед: толстый, седой, сутулый. Война сожрала не только детство, но и юность — на ней тоже лежала зловещая тень. Кто вернет мне ушедшие годы? Впрочем, не надо.

Жив блокадник!

Читайте также
больше полезных статей по этой теме:
В годы блокады каждый помогал, как мог

Накануне войны в Ленинграде было 83 ремесленных, три железнодорожных училища и 20 школ фабрично-заводского ученичества, в которых обучались 63 тысячи ребят. Это были подростки, прибывшие по набору из многих республик страны.