Ирина Климовицкая
Что такое Фаберже-миф, шик, китч или?

Продовольственная комиссия Военного совета Ленинградского фронта.
Фото Erica Marsland Huynh on Unsplash
Ирина Игоревна расскажет все, что нужно знать о деятельности самого известного российского ювелира.
Я надеюсь раскрыть самую суть феномена Фаберже, который, на мой взгляд, состоит из 2 частей - это бренд и миф. Поэтому наш разговор будет состоять из двух частей.

Казалось бы, кто сегодня не знает что такое Фаберже, тем более в Петербурге. Вот он наш сегодняшний герой. Фаберже даже вошел в поговорку, как Пушкин, мы говорим: «Кто будет работать вместо тебя? Пушкин что ли?». А увидевшим блеск сказать: «Ну прямо Фаберже да и только». Мы не скажем прямо Балин или прямо Сазиков, хотя Балины служили российской короне с конца 18 века, когда предки Карла Фаберже еще обитали в Германии. А Сазиков произвел фурор на всемирной выставке в 1851 году, когда наш Карл еще «ходил пешком под стол».

Почему же мифом стал именно бренд Фаберже? Итак, что такое Фаберже? Но на этот вопрос принято отвечать, что Фаберже, дескать, символ российской империи, ее визитная карточка. Синоним ее великолепия. Метафоры одна краше другой. Но нам от них абсолютно никакого толку, потому что они ровным счетом ничего не объясняют. Почему визитная карточка, не Болин и не Сазиков, ведь они созидали великолепие империи гораздо дольше, чем Карл Фаберже? Мой ответ прозвучит совсем не поэтично, скорее грубо, но он хоть что-то объясняет, как все грубые ответы. Карл Фаберже-ювелир эпохи зрелого капитализма, пожалуй, единственный в России именно в этом его уникальность. Зрелый капитализм, по мнению историков, наступает в 1851 году, когда состоялась первая всемирная выставка в Лондоне. Она проходила в этом хрустальном дворце, на самом деле это сооружение из чугуна и стекла. Первый храм, воздвигнутый в честь идола потребления, прообраз современных торговых центров, они здесь хорошо узнаются. Именно всемирная выставка 51 года и ознаменовала наступление новой эры - эры зрелого капитализма. Чем же капитализм зрелый отличается от недозрелого?

Основных признаков зрелости капитализма можно назвать три.

Во-первых, возникают предприятия нового типа: консорциум, синдикат, холдинг приходит на смену мастерской, мануфактуре и фабрики.

Во-вторых, происходит глобализация рынков сбыта, производители стремятся выйти на международную арену и в третьих, товар и потребление приобретают особенный статус в системе ценностей общества. Начинается эпоха потребления. И вот сейчас мы с вами отбросим с вами все поэтические метафоры и предадимся грубому экономическому анализу. Мы протестируем бренд Фаберже на соответствие трем признакам зрелого капитализма.

Первый пункт нашего анализа: Карл Фаберже создал предприятие нового типа. Прежде чем это сделать, он родился.

Он родился в 1846 году в Петербурге в семье ювелира Густава Фаберже и его жены Шарлотты. У каждого были две сестры, младший брат Агафон, который умер в 32 года от чахотки, но более 10 лет проработал на семейном предприятии, немало способствовал его успеху. Семья Фаберже никогда не ютилась в подвале, как написал автор книги «Что придумал Фаберже» Наталья Саломатина. Семья была обеспеченной, у девочек имелась гувернантка. Карл Фаберже до 14 лет учился в Анненшуле. Сегодня это наш любимый физико-математический лицей №239. В 14 лет он с родителями уехал в Дрезден, там родился его младший брат. Карл изучал ювелирное дело в Германии, коммерцию в Париже, историю искусств в музеях Европы, прикладное искусство в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Фото Nestor Mehanikov on Unsplash

В 20 лет, нагруженный разнообразными познаниями, Карл Фаберже возвращается в родной Петербург. И еще 19 лет реставрирует старинные драгоценности в Эрмитаже. Сегодня их можно видеть в золотой кладовой. Хранитель галереи драгоценностей Стефани называет Карла Фаберже очень уважительно: наш ученый и образованный ювелир.

В 26 лет «наш ученый и образованный ювелир» женился на дочери придворного столяра Августе Богдановне Якобсоне. К сожалению, фотографии самого Карла Фаберже в молодости его нет. Он был человек очень непубличный. В семье за 10 лет родилось четверо сыновей. Здесь мы видим пока только троих. Со временем они все примкнули к семейному бизнесу.

После того, как Карл Фаберже женился, отец Густав решил, что мальчик вырос и доверил ему руководство своей мастерской из 10 человек. В мастерской, в отличие от Эрмитажа Карл Фаберже не работал руками, только головой и делал это настолько успешно, что за 20 лет небольшая мастерская превратилась в самое крупное ювелирное предприятие Российской Империи и Европы, на котором трудилось до 700 человек.
Фото Alex Gruber on Unsplash

Главным шедевром, созданным ювелиром Фаберже стала созданная им фирма. По своей структуре это предприятие представляло уже не мастерскую и даже не фабрику, а конгломерат, который на современном языке можно назвать холдинг.

В состав холдинга Фаберже входили 15 мастерских и камнерезная фабрика в Петербурге. Фабрика в Москве, магазины в Петербурге, в Москве, Киеве, Одессе и в Лондоне. Во время нижегородской ярмарки открывался магазин и там.

Для руководства этим предприятием Карл Фаберже сочетал договорной холдинг с имущественным .Это значит, в Петербурге с мастерскими заключались договора о сотрудничестве, а в остальных отделениях Карлу Фаберже принадлежала контрольная доля. Дом на Большой Морской улице 24, построенный в 1900 году являлся личной собственностью Карла Фаберже.

Давайте разберемся, как этот дом был устроен. На первом этаже находился флагманский бутик, на старой фотографии видно, что не было ни рекламы и даже вывески, только имя Фаберже, выбитое в камне по обе стороны от входа. Но этого было более чем достаточно.

Навстречу карете (а в этот магазин пешком не приходили) загодя выбегал швейцар Сергей и особенной танцующей походкой сопровождал покупателя в магазин. Священнодействие начиналось со швейцара и продолжалось в торговом зале. В интерьере сочетались черный дуб, зеленая кожа, паркет, зеркала - ничего лишнего.

Художник дизайнер фирмы Якобсон вел вот такую летопись повседневной жизни петербуржского отделения. Конечно, клиентура в этом магазине была более чем статусная. Великий Князь Кирилл Владимирович беседует с мастером Георгом Штайном. Именно этот мастер своими руками за 7 месяцев изготовил чудесную карету-сюрприз яйцо коронационное. Приказчик почтительно стоит наготове. Евгений Якобсон запечатлел момент, когда лично директор магазина Михаил Гурье умасливает Эмира Бухарского. Нужно сказать, что Карл Фаберже переманил Михаила Гурье из магазина часовщика Бурэ. Именно за его талант обихаживать клиента. В этом магазине с клиентами обращались очень ласково и столь же твердо. Карл Фаберже ввел у себя в магазине абсолютно новый стандарт обслуживания.

У всех ювелиров издавна существовал странный и на наш взгляд дикий обычай: вещь перед покупкой выдавали клиенту на руки под честное слово, чтобы он обошел всех конкурентов и вещь оценил. Но, разумеется, конкуренты вещь «охаивали», а клиента пытались переманить к себе. Все ювелиры, как один, проклинали этот обычай, но никто не решался его отменить, кроме Фаберже, который в своем магазине установил твердые цены и вещей для оценки предварительно никогда не отпускал. Но магия этого места была настолько сильна, что даже в советское время, когда имя Фаберже было забыто, здесь работал ювелирный магазин Яхонт.

На второй этаж с Большой Морской 16 переехала старая отцовская мастерская. Она стала главной ювелирной и обслуживала императорский двор. Именно здесь изготовлена большая часть знаменитых пасхальных яиц.

На третьем этаже находилась студия дизайнеров. Фирму Фаберже обслуживало 30 штатных дизайнеров и около 100 внештатных. На заднем плане чучела зверей птиц, в шкафу восковые и гипсовые модели, на столе альбомы и книги по искусству. На переднем плане - Евгений Фаберже, он смотрит альбом. Это руководитель, точнее, правая рука отца, в главном Петербургском отделении фирмы, старший сын Карла Фаберже. За столом слева сидит Александр Фаберже, который руководил Московским отделением фирмы. На 4 этаже, на последнем, находилась собственная квартира Карла Фаберже из 14 комнат с огромной библиотекой по искусству, доступ в которую был открыт для всех сотрудников фирмы, включая мальчиков- учеников. Жилплощадь супруги поделили поровну - 7 комнат у Августы, 7 комнат у Карла. Наверное, в семье у них отношения строились на принципах равноправия.

На половине Августы Богдановны любимой ее комнатой был, конечно, будуар, обставленный карельской берёзой. На портрет хозяйки. Карл Фаберже более всего любил свой кабинет, в котором проводил много времени. Справа от входа кресло - это его любимое кресло, в котором он отдыхал.
Фото Klar Ehova on Unsplash

Дом устроен в виде замкнутого прямоугольника. Справа фасад, который выходит на Большую Морскую. Во дворе колодце находился склад материалов, там лежали глыбы нефрита, а в боковых флигелях располагались ещё несколько мастерских и квартиры мастеров. Нашлось в этом доме место для оранжереи, в которой отдыхали сотрудники. И был в Петербургском отделении даже собственный доктор. Им стал сын старого мастера Хискиеса Пентия, который когда-то давал маленькому Карлу первые уроки мастерства, ещё до его отъезда в Дрезден. И Карл благодарил своего учителя, выучил его сына на собственные деньги в Дерптском университете и потом взял на работу.

В благоустроенном подвале находилась кухня-столовая для сотрудников. Евгений Якобсон изобразил момент чаепития. А справа, тот самый швейцар Сергей. Бывший Жандарм, он обладал многими талантами. Помимо порхающей походки, ещё и магнитофонной памятью и вообще был городской знаменитостью. Дом Фаберже совершенно не зря называли «страна в стране», где есть всё, что нужно для жизни и творчества человека.

В состав холдинга, помимо главной ювелирной мастерской, которая находилась в этом доме, входили ещё несколько ювелирных: несколько серебряных, эмальерная, футлярная и камнерезная. Фаберже снабжал свои мастерские сырьем, дизайнами и обеспечивал сбыт готовой продукции. В обязанности мастерской входило работать по стандартам качества фирмы, по ее эскизам и не сбывать на сторону ни готовых изделий, ни эскизов за которыми охотились другие ювелиры, потому что не могли себе позволить такую роскошь, как целый штат дизайнеров.
Большинство - уроженцы в Финляндии, которая в ту пору входила в состав Российской Империи. Франс Бирбаум, главный мастер и дизайнер фирмы Фаберже, писала, что мастера финны очень быстро разбогатели. Исключение составил только Михаил Перхин, который 15 лет возглавлял главную ювелирную мастерскую. Он в нижнем ряду с большой бородой. Он, по словам Бирбаума, не скопил никакого имущества и умер бессребреником. Нужно уточнить, что значит бессребренничество для мастера Фаберже.

В 1903 году Перхен оставил семье только дом в Царском селе и 150000 рублей царских денег и более ничего. Но мы с вами ненадолго перенесемся в Москву. Московская фабрика Фаберже имела 300 рабочих мест, была оснащена по последнему слову техники и выпускала в основном столовое серебро, хотя там имелось ювелирное отделение. Продукция этой фабрики была настолько массовой, что в русском языке появилось новое выражение: вместо «пора накрывать на стол», стали говорить «пора выставлять нашего Фаберже». Прикинем, какого Фаберже в ту пору выставляли. Вот эскизы серебряных изделий, вот образцы готовой продукции. Причём самые бытовые вещи подсвечивались и окрашивались юмором очень часто. Папа заяц - это графинчик для водки, а зайчата в разной стадии опьянения - это стопочки перевертыши, а отверстие в донышке и чтобы ее обратно поставить нужно осушить до дна.

Продукция Московской фабрики приносила фирме основной доход. Чтобы мы могли оценить масштаб предприятия Фаберже, я приведу несколько цифр. В 1911 году в Российской Империи было зарегистрировано 4000 заведений ювелирных, золотых и серебряных дел, в которых трудилось 14000 человек, в среднем по 3,5 человека в заведении. То есть мастерская Густава из 10 человек была не такой уж маленькой. Конечно, существовали крупные предприятия, которые насчитывали от 50 до 250 человек, но таких было порядка 10 на всю Россию. У Болина в период расцвета работало 100 человек, у Сазикова 250, у Фаберже от 500 до 700, в разные периоды по-разному. Крупнее было только предприятие Тиффани в Америке, у которого работало более 1000 человек, но в России и в Европе Фаберже шел с большим отрывом от остальных ювелиров. Так что перед нами, безусловно, предприятия очень зрелого капитализма, и по масштабу и по структуре.

Более того, Фаберже реализовал идеал современного бизнеса - вертикально-интегрированная модель, которая охватывает все стадии процесса, от идеи до сбыта.

Второй пункт нашего анализа - завоевание международного рынка. Фаберже единственный в Российской империи являлся придворным ювелиром королей Дании, Швеции, Норвегии, Англии, Болгарии и Сиама. Ну конечно, не последнюю роль в этом сыграли родственные связи императрицы Марии Фёдоровны. Супруга Александра III являлась поклонницей Фаберже c 1885 года и сохраняла лояльность марки до 1917.

За 32 года она заказала у Фаберже 2400 изделий. В ее лице он обрёл идеальную клиентку - заказывала много, платила исправно и ещё называла «несравненный гений», о чем еще можно мечтать?

Полная противоположность ей - Александра Федоровна, супруга Николая II. Заказывала она не меньше, но платить не хотела и поэтому сама назначала цену намного ниже реальной. Кроме того, вообразив себя ювелирным дизайнером, всё время рисовала эскизики и поучала. Вот страничка из ее альбома, где она фантазирует на тему яиц-подвесок для своих родных. Конечно, общаться с ней было не сладко, ну всё окупала Мария Фёдоровна. Идеальной клиенткой ее делали ещё два обстоятельства. Во-первых, она стала первой в нашей истории первой Леди (следующая уже только Раиса Максимовна Горбачева). Мария Фёдоровна вышла за рамки узкой семейной жизни и появилась на публике. Это появление произвело такой же ошеломительное впечатление на современников, как на нас когда-то появление Раисы Максимовны Горбачевой. Кто жил тогда, тот помнит.
Фото flickch on Unsplash
Мария Фёдоровна начала сопровождать супруга, когда он был еще наследником престола, не только на придворных балах, что было совершенно обычной практикой, но и во время публичных мероприятий: в поездках по святым местам, на военных парадах, на охотах. Своим обаянием она скрашивала угрюмство мужа, очень любила драгоценности. На публике часто появлялась в украшениях от Фаберже. Она была иконой стиля, которой многие хотели подражать. К этой своей роли она относилась очень ответственно и совершенно сознательно конструировала свой образ, поддерживая иллюзию вечной молодости.

В 1912 году, когда Марии Фёдоровне исполнилось 65 лет, Владимир Маковский написал парадный портрет. Хотя он передвижник, но с задачей справился не хуже, чем брат Константин. Этот портрет предназначался для последующего тиражирования, как официальный и актуальный образ вдовствующей императрицы-матери. Она здесь в сиреневом трауре, хотя выглядит моложе собственной внучки.

На самом деле в это время Мария Фёдоровна выглядела иначе. Мы сейчас совершим чудовищную бестактность, мы ее разоблачим. Фотография, сделанная в тот же год. Она здесь изображена с сестрой Александрой - датской королевой Англии, которая тоже уже овдовела. Обе сестры в трауре. Невооружённым глазом видно, что Александра выглядит лучше нашей Марии Фёдоровны, хотя она на 3 года старше, ей уже 68 лет. Подобные фотографии Марии Фёдоровны в печать не выпускали, они предназначались для семейного употребления, а в глазах подданных она хотела оставаться вечно юной и прекрасной, как на портрете Маковского.

Кроме того, Мария Фёдоровна была связана родственными узами со многими европейскими дворами. Дания - откуда она родом, маленькое королевство, но ее отца, многодетного Кристиана IX называли тестем всей Европы, потому что куда ни глянь, кругом на тронах сидели его дети. И вот Лаурет Туксон изобразил нам почти всю Европу. На диванчике сидит сам Кристиан IX и королева Луиза. Справа стоит его дочь Дагмар, Императрица Всероссийская Мария Фёдоровна со своим супругом. Очевидно, что союзом с Россией маленькая Дания гордится более всего. Эта супружеская чета находится в центре. Слева в белом стоит дочь Александра - королева Англии Александра. Справа на заднем плане двое мужчин в военной форме: сын Фридерик-король Швеции и сын Вильгельм - король Греции. Семья была очень дружная, дети часто навещали родителей. Из-за окошечка королева Луиза никак не может налюбоваться на своих венценосных детей. Мария Фёдоровна в поездке всегда отправлялась с саквояжами, битком набитыми вещами Фаберже. Таким образом, она совмещала роли иконы стиля, лица марки Фаберже и посла марки Фаберже при европейских дворах.

При этом Фаберже это не стоило ни копейки. Сегодня за подобные услуги модные дома платят звездам огромные деньги. Конечно, одним только международным влиянием Марии Федоровны объяснить успех Фаберже на мировом рынке никак нельзя. Создав свой холдинг, он объединил разнопрофильные предприятия, невероятно разнообразил производство. Если изначально ювелирные украшения составляли 100% продукции, то в период расцвета фирмы не более 30. И не потому что украшений стали делать меньше, а наоборот больше, потому что ассортимент невероятно расширился за счёт других товарных групп. Это и столовое серебро, это и камнерезные изделия, это полезные вещи, это различные забавные безделушки, о которых мы еще поговорим.

Фирма Фаберже оказалась единственным в мире универсальным предприятием, которая работала во всех направлениях ювелирного, золотого, серебряного и эмальерного, камнерезного дела, выпуская продукцию самого разного назначения. По разнообразию ассортимента с Фаберже сопоставимо только Тиффани в Америке, но даже у Тиффани, например не было камнерезного направления. Подобное разнообразие продукции позволило Фаберже занять лидирующие позиции на внутреннем рынке, а после Парижской выставки 1900 года расширить свое присутствие на рынке мировом. Парижская выставка «Мир» с большим размахом встречала новый 20 век, всем казалось тогда, что это будет век безоблачного процветания и сплошного технического прогресса.

Это было событие крупнейшее, даже по современным меркам. За 7 месяцев выставку посетили десятки миллионов человек. Все сходили с ума по выставке. Кратчайший путь к сердцу барышни был предложить свозить ее на выставку в Париж. России была выделена самая большая территория. Справа две башенки - это павильон России. Внутри павильона находился стенд Фаберже - центр притяжения очень многих посетителей, прежде всего знатных, которые раскупили все экспонаты авансом, а по окончании выставки разобрали. Фаберже вернулся в Россию с пустыми руками, но с толстым портфелем зарубежных заказов и с орденом Почетного Легиона на груди.
фото Christelle
BOURGEOIS
on Unsplash
После этого, в 1903 году открылся магазин в Лондоне, который стал форпостом международной торговли фирмы. Оттуда каждый год отправлялись экспедиции в разные страны от Франции до Индии. Между тем, слава Фаберже пересекла океан. Княгиня Юлия Кантакузина описала свою аудиенцию вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Княгиню поразило то, что все поверхности были уставлены вещами от Фаберже (она перечисляет полный ассортимент от зверюшек до часов). От Марии Фёдоровны не отставала и ее невестка Александра Фёдоровна. В ее апартаментах глаз тоже постоянно натыкается на изделия Фаберже. Кто такая Юлия Кантакузина? Урождённая Джулия Гранд родилась в Америке в Белом доме, как внучка президента США. Вышла замуж за князя Михаила Кантакузина. В Петербург прибыла в сопровождении целого десанта американских миллионеров. Конечно, после аудиенции у Марии Фёдоровны и сама княгиня и ее спутники стали завсегдатаями магазина Фаберже. А в Америке к началу XX века насчитывалось 4000 миллионеров. И все они вслед за европейской элитой потянулись к аристократическому шику, который ассоциировался с именем Фаберже и на который американцы были падки. Не устоял перед чарами Фаберже и принц Сиама Чакрабон, который учился в Петербурге под личным покровительством Николая II. Но отношение Фаберже с Сиамом не ограничились выполнением заказов королевского двора. Сиамский рынок вообще оказался очень сбытоемким. Взять хотя бы обычай каждый год посвящать какому-либо животному и каждый год из магазина в Лондоне отправлялись в Сиам партии зверушек соответствующей породы. Накануне 1913 года - это были разные свиньи. Подобная мировая экспансия Фаберже происходит в ту пору, когда все российские ювелиры в один голос жалуются на то, что их продукция не находит сбыта не то что за границей, но и внутри страны. Иностранцы вытесняют с внутреннего рынка не только столичного, но и провинциального. Сердце сжимается, когда читаешь эти их жалобы, но Фаберже в это время жалуется на то, что он не успевает обслуживать свою международную клиентуру.

Третий пункт нашего анализа – новый статус товара и его потребление

В эпоху зрелого капитализма товар оживает. Из мертвой вещи принято удовлетворить ту или иную потребность, он превращается в одушевлённый фетиш. Его вожделеют, им хотят обладать, но не для того чтобы удовлетворить потребности, но чтобы угодить в моде. В потреблении регулируемый не потребностью, а модой – такова особенность зрелого капитализма. И задачи производителей не просто производить товары, а производить моду на них, непрерывно поддерживая ажиотаж потребления.

Положение ювелира в эпоху зрелого капитализма осложнялось тем, что в эту эпоху золото и бриллианты выходит из моды у мировой элиты. Причина в том, что они становятся более доступны более широким слоям населения, для элиты это неприемлемо. Фаберже прекрасно осознавал разочарование, которое охватило его клиентуру. В своём единственном интервью он сказал: «А есть люди, которым давно надоели бриллианты и жемчуг». И чтобы вернуть этим несчастным людям радости жизни и интерес к потреблению ювелирных изделий, он начинает развивать индустрию подарка и рождает для них новую моду. Вместо того, чтобы конкурировать с тем же Болином в нише традиционных ювелирных украшений, где и без того очень тесно, он создает новую нишу, в которую него нет конкурентов. Налаживается сериями производство, так называемых обже де фантази. Фантазийных предметов или забавных вещиц. Прежде всего, это человечки. Каждый такой человечек стоит столько же, сколько тогдашней автомобильчик в базовой комплектации. Их охотно коллекционируют Иммануил Нобель и Николай II. Николай II предпочитает русские типы и военных (очень характерный выбор для сына своего отца ). Флоральные этюды, или попросту цветочки. Стаканчик из горного хрусталя обточен, как - будто заполнен водой. Цветочки из золота покрыты драгоценной ювелирной эмалью. Характерная особенность подлинных флоральных этюдов в изделиях от Фаберже - самый простой стаканчик и один золотой стебелёк. Если мы видим вазочку с выкрутасами, как в центре и пучок стебельков - это повод серьёзно призадуматься.
Фото Nadya Shuran on Unsplash

Зверушек любят и взрослые, и дети. Дети Николая и не исключение. У каждого свой зоопарк, они соревнуются у кого лучше, а императрица Мария Фёдоровна предпочитает слоников, потому что это геральдическое животное ее родной Дании (примерно как у нас двуглавый орел-мутант).

Дополняют картину миниатюрная мебель, посуда и утварь. Создается драгоценный и очень дорогостоящий дубликат реальности, совершенно при этом бесполезный, хотя некоторые вещи выполняют какую-то функцию.

Например, в стаканчиках, в кружечках можно хранить или таблетки или колечки. Полезные вещи или как их называют, обже де верту, отличаются необычайным изяществом и тоже пополняют подарочный ассортимент. Характерная их особенность - старинные стили французских королей сочетаются с самыми последними техническими достижениями - дух старины и дух новизны в одном флаконе. Прежде всего, это портсигары.

Незаменимый аксессуар после того, как табачные фабрики переходят на массовый выпуск готовых сигарет. Фоторамки, спрос на них постоянно возрастает. В 1888 году в Америке запатентован портативный Кодак с пленкой на 300 кадров. Фотография становится популярным хобби и фотографией увлекается даже императрица Мария Федоровна, у неё тоже есть свой собственный кодек. Письменные принадлежности и ручки для зонтов и тростей достаточно традиционный аксессуар. А часы настольные тоже, казалось бы вещь привычная, причём тут какие-то технические инновации. На самом деле в употребление этот предмет ввел именно Карл Фаберже, как альтернативу массивным каминным часам. Тогда они воспринимались, как новинка. Недаром княгиня Кантакузина обратила внимание на то, что на столике у Марии Фёдоровны стоят маленькие часы. Темп жизни ускоряется. Человек хочет постоянно следить за временем, даже если поблизости в поле зрения нет камина. Пользуется большим спросом, сейчас ценится среди коллекционеров очень высоко. Это уж подлинное техническое новшество - электрический звонок. В январе 1885 года в Зимнем дворце во время Рождественского бала продемонстрировали электрическое освещение. Все лучшие дома электрифицируются. Старомодный колокольчик заменяется новой электрической моделью звонка. Новая продвинутая модель с двумя кнопками: одна для вызова горничной, другая для вызова дворецкого. У Александры Федоровны в Зимнем дворце три кнопки, третья для вызова дежурного офицера. Телефонизация шагает по стране. В1882 году в Петербурге 240 абонентов. В 1917 почти 60.000 тысяч. Фаберже, конечно, реагирует и на этот процесс тоже. Так что Обже де верту фирмы Фаберже, полезные вещи фирмы Фаберже - это энциклопедия технического прогресса рубежа XIX-XX веков. И понеслось! Юбилеи, свадьбы, праздники, дни рождения, крестины прекрасной эпохи, которая оборвала Первая мировая война и которая протекала под девизом «Наслаждайся жизнью», все эти даты сопровождались подарками от Фаберже и не только в России.

Георг VII, сын Королевы Виктории, правил Англией первые 10 лет XX века. Он, как никто другой, был верен девизу «Наслаждайся жизнью», подавал пример своим подданным, обожал жену Александру, никогда этим не ограничивался. Алиса Кеппел являлась его фавориткой последние 12 лет его жизни. Это прабабушка Камиллы Паркер -Боулз, нынешней супруги Принца Уэльского. Соня Кеппел, дочь Алисы, в своих мемуарах охарактеризовала эпоху, когда в обществе блистала ее мать, как время рыцарства, когда женщина была возведена на пьедестал, причём ее мать предпочитала пьедестал исключительно от Фаберже. Ну, ее мать была не одинока в своём предпочтении, даже Соня Кеппел описала рождественский приём леди Алленктон. Хозяйка издала указ все гости должны запастись подарками от Фаберже, чтобы потом ими обменяться. Все понимали, праздник без Фаберже не совсем настоящий праздник, поэтому Иммануил Нобель лично заказывал для своих гостей подарки у Фаберже и сам их дарил.

Но у Леди Алленгтон не было за душой нефтяных скважин, поэтому она озадачила гостей. Кто не мог позволить себе такую трату - отказался от приглашения. А кто-то решил схитрить и прихватить кое-что из дома, потому что в каждом приличном доме имелось кое-что от Фаберже. А вот, например, письменный стол Леди Гривиль напоминает витрину магазина Фаберже (значит мы в очень приличном доме, взял что-нибудь и пошёл в гости к Леди Алленгтон). В результате подобного передаривания не обошлось без конфузов, какие-то вещи вернулись к первоначальному дарителю. Таким образом, изделия от Фаберже превращаются в социальную валюту, которая циркулирует в определенном кругу, и означает принадлежность к числу тех, кому давно надоели золото и бриллианты. И даже в этом кругу, порой возникают затруднения. Но ведь мода обмениваться безделушками на память пришлась по вкусу не только богатым и знатным, она довольно быстро распространилась в обществе. Возник большой спрос на вещицы такого рода.

Тогда австрийские и немецкие фабриканты налаживают производство дешевых аналогов цветочных композиций Фаберже: горный хрусталь заменяют стеклом, золото - медью, цветную эмаль- цветными лаками. Появляются дешевые собратья у весёлых упитанных зверюшек Фаберже, включая пресловутых слоников, которых так любила Мария Федоровна.

Вся эта доступная красота, радуя глаз, поселяется на многочисленных этажерках, столиках, которые подражают этажеркам и столикам Аничкова, Александровского, Сандгргамского дворцов. За бедными слониками надолго закрепляется кличка китч. Обвинение в китче порой предъявляют и самому Фаберже. Как правило, люди китчем называют просто то, что им не по вкусу. У китча есть вполне определенная функция - это функция: дорогое и уникальное делать дешевым и доступным, массовым. С этой точки зрения, китчем можно назвать многочисленные подражания, сделанные по мотивам Обже де фантазии фирмы Фаберже, но не сами это Обже де фантазии.
Иногда китчем называют пасхальные яйца. Китч - это то, что не подлежит интерпретацией. Пасхальные яйца подлежат интерпретации самых разных точек зрения - это предмет отдельного разговора. Я бы не стала сгоряча наклеивать на Фаберже ярлык китча, не разобравшись. Выражение «Фаберже - это китч» я бы советовала заменить выражением «Фаберже не в моем вкусе». Это будет вполне корректно, и никто не придерется. Надеюсь, я вас убедила в том, что Фаберже создал уникальный бренд, наделенный всеми признаками зрелого капитализма. Мы с вами пришли к забавному парадоксу. Символом российской империи называют самого капиталистического из ее ювелиров.
В 1937 году Агафон Карлович Фаберже, сын Карла, которого тот назвал в честь любимого брата, подводил итоги жизни и написал: «Смею утверждать, что в ювелирной области никто не сделал больше нас». Вы понимаете - это чистая правда, а не бред спятившего с ума старика, который трижды попадал в большевистские застенки.

Фирма Фаберже прекратила свое существование 24 сентября 1918 года, когда Карл Густавич покинул революционный Петроград. Он успел это сделать вполне легально по документам немецкого Генерального консульства. Со временем, за границей оказалась и вся его семья. В иммиграции Фаберже не бедствовал, не голодал, как часто пишут журналисты (почему то им хочется, чтобы Фаберже поголодал либо в детстве, либо в старости). Но ничего подобного. Жил он в лучших отелях в окружении семьи. Его консультировали лучшие врачи, но, тем не менее он угасал. Твердил: «Это не жизнь, чем так жить лучше умереть», слова купца Первой гильдии, как известно не расходятся с делом. 24 сентября 1920 года, ровно во вторую годовщину своего отъезда из Петербурга он выкурил хорошую сигару и умер.

После его смерти, ни сыновья, ни главный мастер и дизайнер Франц Бербаум, ни мастера финны продолжить дело не смогли, хотя им всем удалось уехать на Запад. Двое сыновей жили в Париже, один в Хельсинки, один в Лондоне. Бербаум вернулся к себе на родину в Швейцарию, мастера финны к себе в Финляндию. Они прожили довольно длинную и счастливую жизнь, но не отмеченную более никакими свершениями. Это к вопросу о роли личности в истории и в бизнесе. Наследием придворных ювелиров советское правительство распорядилось по-хозяйски. Болин специализировался на украшениях с крупными бриллиантами, бриллианты выламывали и продавали на Запад. Сазиков специализировался на крупноформатных изделиях из серебра и золота, их отправляли в плавильную печь. Та же самая участь постигла ювелирные украшения и серебро фирмы Фаберже. Вспомните его Обже де верту и Обже де фантази. Его личные изобретения, которые помогли ему победить при жизни и они же спасли его после смерти. Много бриллиантов из них не наковыряешь, много золота из них не выплавишь. Их конфисковали у владельцев и разрешали вывозить за границу, продавая за бесценок.
Красный капиталист Арманд Хаммер и западные антиквары, прежде всего Эммануэль Сноумен и Александр Шафер вывезли в 20е и 30е годы из России много изделий Фаберже. Но большим спросом эти вещи не пользовались и особого интереса ни у кого не вызвали. Они уже утратили модную актуальность, а историческую ценность ещё не обрели.

Отрицательно на спрос повлияли, конечно, и мировая депрессия, и Вторая мировая война. Поэтому наступила пауза, длиной в 30 лет, когда великий бренд уже не существовал, а великий миф ещё не родился. Вывезенное на запад наследие Фаберже ожидало своего часа. Этот час наступил после того, как стала налаживаться мирная жизнь и вышли две книги. Это книга «Петер Карл Фаберже» Бейнбриджа и книга «Искусство Карла Фаберже» Сноумена.

Кто они такие: Бейнбридж и Сноумен?

Генри Чарльз Бейнбридж руководил лондонским отделением фирмы Фаберже и общался лично с Карлом и в Петербурге и в Лондоне. Кеннет Сноумен, сын того самого Эммануэля Сноумена, который в 20-е и 30-е годы много времени проводил в Москве, приобретая русское декоративно-прикладное искусство, в том числе и Фаберже. Благодаря этому, его магазин в Арцке в Лондоне, стал признанным центром торговли русским искусством и сохраняет эту репутацию, эту специализацию до сих пор. Кеннет унаследовал магазин отца и успешно продавал его запасы. Среди его клиентов - члены британской и королевской фамилии Жаклин Кеннеди - Анассис, Элизабет Тейлор, Малькольм Форбс и Пинк Кросби.

Кеннет Сноумен никогда не общался с Фаберже, он родился только в 1919 году, но он рос среди антиквариата и в детстве играл с пасхальными яйцами Фаберже. Действительно, среди покупок отца, были очень занятные. Например, яйцо Коронационное с действующей моделью кареты или яйца Павлин и Лебедь с заводными птичками. Сегодня специалисты оценивают каждое такое яйцо в диапазоне от 30 до 40 миллионов долларов, так что вряд ли другой ребёнок может похвастаться такими игрушками. Но это не просто забавный факт, он ещё показательный. Демонстрирует отношение, которое существовало к наследию Фаберже в 20 и 30 годы даже среди профессиональных антикваров. И Бейбридж и Сноумен в работе над книгами очень активно пользовались помощью Франца Бербаума и сыновей Карла, прежде всего Евгения Фаберже. Их переписка сохранилась в семейном архиве правнучки ювелира Татьяны Фёдоровны Фаберже в Швейцарии. Метод сбора информации, которыми пользовались Бейнбридж и Сноумен называется полевым. Это вовлеченное наблюдение и опрос информантов. Поэтому первый этап Фабержеведения, связанный с их деятельностью можно назвать полевым. А сами Бейбридж и Сноумен стали первыми экспертами по Фаберже. Благодаря их стараниям, забытое имя Фаберже в пятидесятые годы обретает популярность.
Фото Jasmine Waheed on Unsplash

В 1958 году Сальвадор Дали описывает, как в ресторане его пригласили за соседний столик и предложили сделать яйцо в стиле Фаберже. Это значит, что Фаберже настолько популярен, что самому великому Дали предлагают подделать его, но, конечно Дали отказался.

В шестидесятые годы слава Фаберже возрастает ещё более стремительно, потому что в популяризацию включаются идолы западной культуры, «светский лев» Малькольм Форбс и создатель «Бандианы» Ян Флеминг. Малькольм Форбс родился в семье Берти Форбса, основателя одноимённого журнала. Но именно Малькольм сделал отцовский журнал деловым изданием номер один в мире в соответствии с девизом «инструмент капиталиста». Более того, Малькольм лично задавал новые тренды потребления и роскоши, которым следовали те самые капиталисты - персонажи его журнала. Забавно, что в знаменитый список собственного журнала Малькольм попал только в 1982 году под номером 400. Но для этого ему пришлось расширить список до 400 фамилий. Малькольм был крайне разносторонний человек. С одной стороны, многодетный отец, образцовый семьянин.

С другой стороны, Малькольм вел очень экстравагантный образ жизни, устраивал модные вечеринки в разных концах света, летал на воздушных шарах, плавал на яхтах, гонял на мотоциклах, всё это коллекционировал: дворцы, аэростаты, яхты. Крайний заразительный человек, он заразил своей страстью к мотоциклам свою музу и подругу Элизабет Тейлор, когда оба были уже совсем не молоды. В богатой Америке Рейгановских восьмидесятых, Малькольн был едва ли не самым известным персонажем.
И он подвел эффектную черту под этой эпохой, устроив самую пышную вечеринку десятилетия. В 89 году он отпраздновал свой 70 день рождения в своём дворце в Танжере. Присутствовали 800 гостей, сливки общества, среди них нынешний президент Соединённых Штатов. То есть в чутье Малькольму никак не откажешь. Для того, чтобы доставить гостей в Танжер, Малькольм арендовал сверхзвуковой конкорд и несколько боингов, что обошлось ему в два с половиной миллиона долларов, не считая прочих расходов. Гостей развлекали 600 артистов, 300 всадников-берберов. Но я это рассказываю не для того, чтобы мы дружно позавидовали, а чтобы показать тот образ жизни, который пропагандировал Малькольм и степень его влияния на селебритис того времени.

Разумеется, когда столь заразительный человек подхватил в 60 году вирус Фаберже (это его собственное выражение «я подхватил вирус Фаберже»), то он этим вирусом заразил всю мировую элиту, как когда-то сделала императрица Мария Федоровна. Страсть к Фаберже Малькольм питал до конца жизни и за 30 лет собрал прекрасную коллекцию более чем из 300 изделий и Обже де верту, и Обже де фантазии и, конечно, яйца. Но даже свою страсть к пасхальным шедеврам, Майком поставил на службу своему журналу. Одна из самых ярких рекламных кампаний проходила под девизом «Карл Фаберже знал свое дело, журнал Forbes знает свое» и сопровождалось фотографиями из коллекции Малькольма. То есть Малькольм совершенно сознательно связывал свое имя с именем Фаберже, благодаря подобным приемам журнал Forbes становился легендарным брендом, а исчезнувший бренд Фаберже остановился великим мифом, они подсвечивали друг друга волшебным сиянием.

Собирательский азарт Малькольма подкреплялся еще и антикоммунистическим. Поборник свободных рынков, свободных отношений он поставил цель победить Кремль. В Оружейной палате Кремля после большевистских распродаж 20-30 годов остаётся 10 императорских яиц Фаберже. Слава Богу, до сих пор их по-прежнему 10. Императорскими яйцами называют те, которые оплачивали два последних императора Александр III и Николай II и затем дарили императрице. Если даже яйцо принадлежало императрице, но не оплачено императором, оно императорским не считается. Таковы правила игры. Приобретя одиннадцатое яйцо Малькольм отпраздновал наконец свою победу над Кремлем и зарегистрировал свою коллекцию, как самую большую в мире в книге рекордов Гиннеса.

В 1990 году он предоставил свою коллекцию для выставки, которая проходила на территории побеждённых в Кремле. После этого умер от сердечного приступа феврале 1990 года. Его наследники в 2004 году выставили знаменитую на весь мир коллекцию отца на аукцион для продажи отдельными лотами. Об этом сообщала газета «Известие». Но до аукциона дело не дошло, его отменили, поскольку российский предприниматель Виктор Вексельберг выкупил всю коллекцию оптом, и она перекочевала с берегов Гудзона на берега Фонтанки. Отец Джеймса Бонда Ян Флеминг внёс свою лепту создания мифов Фаберже незадолго до своей смерти, он умер в 64 году, а в 63 году написал рассказ «Собственность леди»,в котором центром интриги сделал яйцо Фаберже . Дело в том, что Флеминг дружил с Кеннатом Сноу и не раз бывал в его знаменитом магазине в Арцке и про Фаберже он знал не понаслышке. Суть интриги заключается в том, что Комитет государственной безопасности Советского Союза хочет продать на Западном аукционе яйцо Фаберже, чтобы на вырученные деньги расплатиться со своей агентурой. Задача Бонда вычислить советского разведчика, который курирует эту операцию, задача Кеннета Сноу Бонду помогать.

Рассказ «Собственность леди» лёг в основу комиксов и боевика «осьминожка», который был выпущен в прокат в 1983 году.

В ту пору познание профессиональных экспертов не всегда намного превышали познания Джеймса Бонда. Не было точно известно даже количество императорских пасхальных яиц. Конечно, эта неизвестность рождала большой простор для фантазии и этой темы здесь тоже затрагивается.

Дело в том, что после Беймбриджа и Сноумен, действительно, никаких принципиально новых сведений в обиход не вводилось. Сыновья Карла Фаберже уже умерли, ничего рассказать не могли, а рыться в архивах у западных экспертов большого желания не возникало. Ведь, действительно, очень кропотливая трудоемкая и не всегда благодарная работа, поэтому информационный вакуум в условиях дико возникшего интереса к Фаберже, они предпочитали заполнять гипотезами и чутьем. Вещи часто аттрибутировались на основе интуиции, которую известный западный эксперт Геза фон Габсбург называет «кишкой». Мне, говорит он, моя кишка всегда подсказывает, где подлинный Фаберже, а где нет. И вот так, на смену полевому фабержеведению первых экспертов, приходит интуитивное или «кишечное» фабержеведение, которое совпадает по времени с этим бумом, грянувшим на Западе благодаря супергероям эпохи Форбсу и Бонду.
Фото Pixabay

Причём бум этот разразился сразу на двух фронтах: элитарном и массовом. Благодаря Форбсу Фаберже становится самым желанным предметом коллекционирования мировой элиты. Благодаря Бонду он же становится персонажем массовой культуры, о котором слышали все, поскольку слышали про Бонда.

Итак, Фаберже входит в культурное сознание Запада, поскольку культурное сознание - это сознание тех, кто сам не читал и не видел, но слышал, это набор таких мифов или мемов «Пушкин наше всё», «Фаберже - яйца». Более того, Фаберже начинает окутываться Бондовским суперменским ореолом и девиз Джеймса Бонда «никто не способен сделать лучше» можно вполне принять за цитату из монографии, посвященной Фаберже.

С меткой руки Джеймса Бонда, призрак Фаберже до сих пор бродит по Западным экранам. Кто только не крал яйца Фаберже и Одри Хепберн, и Ван Дам, и Джордж Клуни, и, в общем, это далеко не полный список, который постоянно пополняется. Из самых свежих примеров сериал «Острые козырьки».

Так что, если на Западе после Второй Мировой войны интереса к Фаберже было предостаточно, но не хватало информации, то в Советском Союзе отсутствовало и то и другое. Искусство придворных ювелиров находилось под двойным запретом: идеологическим: царские безделушки и эстетическим: образчик дурного вкуса. Можно сказать, что в культурном сознании советского человека Фаберже отсутствовал. Потому что о нём знали только те, кто его непосредственно видел и держал в руках.

Но, помимо официальных искусствоведов, среди этих людей оказались антиквар Наум Николаевский, художник-оформитель Кировского театра Василий Коноваленко и реставратор Эрмитажа Михаил Монастырский. Они не страдали предрассудками официальных искусствоведов и ценили Фаберже по достоинству и не прогадали. Изготовленные ими художественные копии изделий Фаберже, даже язык не поворачивается назвать подделками. Они пользовались большим спросом и на Западе и попали в Государственные музеи, в том числе и в Эрмитаж и в Оружейную палату. Уже после закрытия уголовного дела Василия Коноваленко в Русском музее в 1973 году состоялась его персональная выставка, где были представлены 10 работ.

Поскольку Коноваленко и его коллеги первыми подцепили «вирус Фаберже», то следующий, кого они им заразили, были следственные органы. А уже следственные органы заразили «вирусом Фаберже» кинематографистов, точнее сценаристов сериала «Следствие ведут знатоки». По материалам уголовного дела Василия Коноваленко в 1979 году был снят 14 эпизод «Подпасок с огурцом» и мастера Коноваленко сыграл Николай Караченцев. Его персонажа зовут Ким Фалеев.

Существует распространённая точка зрения, что прототипом Кима Фалеева, был Михаил Монастырский, видимо потому, что у него наиболее яркая биография: четырежды судимый, связанный с тамбовскими, депутат Госдумы в девяностые годы. Но Михаил Монастырский был осужден за подделки Фаберже только в 1984 году, а эпизод сериала вышел в 79.

Более того, обратите внимание, даже внешне Николай Караченцев напоминает Василия Коноваленко (то есть это сходство видимо как то учитывали создатели сериала).

В таком контексте впервые на весь Советский Союз громко прозвучало в 1979 году имя Фаберже. Сериал «Подпасок» был невероятно популярен в Советском Союзе и поэтому имя Фаберже вошло в культурное сознание советского человека. Нужно сказать, что советские искусствоведы обладали очень сильным иммунитетом и они подцепили «вирус Фаберже» только через 10 лет.

В 1989 году состоялась первая выставка «Великий Фаберже» в Елагином Дворце. О ней репортаж поместил журнал «Искусство Ленинграда». В 1990 годусостоялась выставка в Кремле с участием Малькольма Форбса, о которой я вам уже говорила. После этих выставок отношение к Фаберже начинает постепенно меняться и в профессиональном сообществе тоже. Но подлинную революцию в фабержеведении совершил сотрудник НИИ ювелирной промышленности Валентин Васильевич Скурлов, после того как в Советском Союзе началась архивная революция.

Во время перестройки открылись засекреченные архивы, и он приступил к работе в императорских фондах. Кроме того, после выставки в Елагином Дворце он познакомился с правнучкой ювелира Татьяной Фёдоровны Фаберже и она открыла ему семейный архив Фаберже, который хранится у нее в Швейцарии. Их сотрудничество продолжается уже почти 30 лет и их детищем является мемориальный фонд Фаберже. Но усилия Валентина Скурлого увенчались совершенно фантастическим успехом, например, ему удалось отыскать мемуары Франца Бирбаума. Они неоднократно опубликованы, это библия фабержеведа: любой текст, посвященный ювелиру, строится на их цитировании.

Было найдено много других удивительных документов, в том числе счета на все императорские яйца. Но эти находки опубликованы не только в России, но и за рубежом. Благодаря обнаружению счетов, мы знаем теперь, что императорских яиц было не 20 и не 60, а ровным счётом 50. Знаем, в каком году, для какой императрицы, какой изготовлен, какой сюрприз содержала, потому что каждое яйцо в счете коротко описано.

Обнаружение счетов положило конец многолетним заблуждением и первенству Малькольма Форбса, основанному на этих заблуждениях. Выяснилось, что из 11 яиц его коллекции 2 не являются императорскими. И он был вычеркнут из Книги Рекордов Гиннеса, и первенство вернулось к Оружейной палате Кремля.

Почему я об этом говорю?

Почему мне кажется, что это важно: восстановление первенства оружейной палаты? Потому что это дань памяти забытому подвигу наших музейщиков 20-30 годов. И сотрудники Оружейной палаты и сотрудники Эрмитажа и других музеев, рискуя совершенно сознательно собой, сопротивлялись выдачи музейных ценностей властям во время массовых распродаж. Очень многие были объявлены саботажниками и репрессированы. Поэтому сейчас, когда мы приходим в государственные музеи нужно всегда помнить, за всё, что мы там видим, заплачено чьей-то жизнью.

Самая большая в мире коллекция пасхальных яиц скромненько располагается на средней полочке. Конечно, нет возможности выделить для неё отдельный зал, слишком другие размеры экспозиции и площадей в Оружейной палате. Хранитель Фаберже Татьяна Николаевна Мунтян пропагандирует наследие Фаберже, пишет книги, читает лекции.

Фонд «Связь времен», который учредил Виктор Вексельберг собрал прекрасную коллекцию и Фаберже, и других придворных ювелиров, и открыл музей на Фонтанке, который все уже конечно полюбили за эти пять лет. В Эрмитаже открылись три комнаты памяти Фаберже. Экспозиция Фаберже в Эрмитаже невелика, но это не вина Эрмитажа это наша общая беда, о который я уже сказала. Даже на базе небольшой экспозиции, тем не менее, Эрмитажу удаётся показать все аспекты деятельности фирмы Фаберже.

Фабержеведение сегодня победил архивный метод, основоположником которого является Валентин Васильевич Скурлов. Сегодня среди фабержеведов считается хорошим тоном проявлять серьёзные отношения к архивной работе. Финская исследовательница Улла Тилландер посвятила свою жизнь изучению архивов финских мастеров, которые вернулись когда-то к себе на родину из России. Она публикует книги. Киран Маккарти нынешний директор в Арцке, издал свою монографию Фаберже в Лондоне после изучения архива лондонского отделения фирмы Фаберже.

Продолжает свою просветительскую деятельность мемориальный фонд Фаберже.

Вот так вот до Первой мировой войны Фаберже стал великим брендом. После Второй Мировой войны он стал великим мифом, но сейчас в наше время он становится частью нашей истории, о которой мы узнаём всё больше благодаря новым экспозициям и новым книгам. Они продолжают отвечать на вопрос: Что такое Фаберже?
Читайте также
больше полезных статей по этой теме:
В культуре Сибирь остается неким «ссыльным регионом». Это, действительно так, такова наша история и, возможно, поэтому у нас нет представления, чтов Сибири могут быть таланты масштаба Есенина, Пушкина или Маяковского.Но это не значит, что их там нет.
Валентин Серов и Джованни Больдини - одни из главных певцов «прекрасной эпохи», запечатлевшие самый цвет петербургского и парижского высшего, светского общества рубежа XIX-ХХ столетий.
Воспроизведение любых материалов сайта на других интернет-ресурсах разрешается при обязательном указании источника в формате гиперссылки: rosprioritet.ru
Опубликовать материал
в интернет-журнале «‎Национальные ценности»