Незаменимый аксессуар после того, как табачные фабрики переходят на массовый выпуск готовых сигарет. Фоторамки, спрос на них постоянно возрастает. В 1888 году в Америке запатентован портативный Кодак с пленкой на 300 кадров. Фотография становится популярным хобби и фотографией увлекается даже императрица Мария Федоровна, у неё тоже есть свой собственный кодек. Письменные принадлежности и ручки для зонтов и тростей достаточно традиционный аксессуар. А часы настольные тоже, казалось бы вещь привычная, причём тут какие-то технические инновации. На самом деле в употребление этот предмет ввел именно Карл Фаберже, как альтернативу массивным каминным часам. Тогда они воспринимались, как новинка. Недаром княгиня Кантакузина обратила внимание на то, что на столике у Марии Фёдоровны стоят маленькие часы. Темп жизни ускоряется. Человек хочет постоянно следить за временем, даже если поблизости в поле зрения нет камина. Пользуется большим спросом, сейчас ценится среди коллекционеров очень высоко. Это уж подлинное техническое новшество - электрический звонок. В январе 1885 года в Зимнем дворце во время Рождественского бала продемонстрировали электрическое освещение. Все лучшие дома электрифицируются. Старомодный колокольчик заменяется новой электрической моделью звонка. Новая продвинутая модель с двумя кнопками: одна для вызова горничной, другая для вызова дворецкого. У Александры Федоровны в Зимнем дворце три кнопки, третья для вызова дежурного офицера. Телефонизация шагает по стране. В1882 году в Петербурге 240 абонентов. В 1917 почти 60.000 тысяч. Фаберже, конечно, реагирует и на этот процесс тоже. Так что Обже де верту фирмы Фаберже, полезные вещи фирмы Фаберже - это энциклопедия технического прогресса рубежа XIX-XX веков. И понеслось! Юбилеи, свадьбы, праздники, дни рождения, крестины прекрасной эпохи, которая оборвала Первая мировая война и которая протекала под девизом «Наслаждайся жизнью», все эти даты сопровождались подарками от Фаберже и не только в России.
Георг VII, сын Королевы Виктории, правил Англией первые 10 лет XX века. Он, как никто другой, был верен девизу «Наслаждайся жизнью», подавал пример своим подданным, обожал жену Александру, никогда этим не ограничивался. Алиса Кеппел являлась его фавориткой последние 12 лет его жизни. Это прабабушка Камиллы Паркер -Боулз, нынешней супруги Принца Уэльского. Соня Кеппел, дочь Алисы, в своих мемуарах охарактеризовала эпоху, когда в обществе блистала ее мать, как время рыцарства, когда женщина была возведена на пьедестал, причём ее мать предпочитала пьедестал исключительно от Фаберже. Ну, ее мать была не одинока в своём предпочтении, даже Соня Кеппел описала рождественский приём леди Алленктон. Хозяйка издала указ все гости должны запастись подарками от Фаберже, чтобы потом ими обменяться. Все понимали, праздник без Фаберже не совсем настоящий праздник, поэтому Иммануил Нобель лично заказывал для своих гостей подарки у Фаберже и сам их дарил.
Но у Леди Алленгтон не было за душой нефтяных скважин, поэтому она озадачила гостей. Кто не мог позволить себе такую трату - отказался от приглашения. А кто-то решил схитрить и прихватить кое-что из дома, потому что в каждом приличном доме имелось кое-что от Фаберже. А вот, например, письменный стол Леди Гривиль напоминает витрину магазина Фаберже (значит мы в очень приличном доме, взял что-нибудь и пошёл в гости к Леди Алленгтон). В результате подобного передаривания не обошлось без конфузов, какие-то вещи вернулись к первоначальному дарителю. Таким образом, изделия от Фаберже превращаются в социальную валюту, которая циркулирует в определенном кругу, и означает принадлежность к числу тех, кому давно надоели золото и бриллианты. И даже в этом кругу, порой возникают затруднения. Но ведь мода обмениваться безделушками на память пришлась по вкусу не только богатым и знатным, она довольно быстро распространилась в обществе. Возник большой спрос на вещицы такого рода.
Тогда австрийские и немецкие фабриканты налаживают производство дешевых аналогов цветочных композиций Фаберже: горный хрусталь заменяют стеклом, золото - медью, цветную эмаль- цветными лаками. Появляются дешевые собратья у весёлых упитанных зверюшек Фаберже, включая пресловутых слоников, которых так любила Мария Федоровна.
Вся эта доступная красота, радуя глаз, поселяется на многочисленных этажерках, столиках, которые подражают этажеркам и столикам Аничкова, Александровского, Сандгргамского дворцов. За бедными слониками надолго закрепляется кличка китч. Обвинение в китче порой предъявляют и самому Фаберже. Как правило, люди китчем называют просто то, что им не по вкусу. У китча есть вполне определенная функция - это функция: дорогое и уникальное делать дешевым и доступным, массовым. С этой точки зрения, китчем можно назвать многочисленные подражания, сделанные по мотивам Обже де фантазии фирмы Фаберже, но не сами это Обже де фантазии.
Иногда китчем называют пасхальные яйца. Китч - это то, что не подлежит интерпретацией. Пасхальные яйца подлежат интерпретации самых разных точек зрения - это предмет отдельного разговора. Я бы не стала сгоряча наклеивать на Фаберже ярлык китча, не разобравшись. Выражение «Фаберже - это китч» я бы советовала заменить выражением «Фаберже не в моем вкусе». Это будет вполне корректно, и никто не придерется. Надеюсь, я вас убедила в том, что Фаберже создал уникальный бренд, наделенный всеми признаками зрелого капитализма. Мы с вами пришли к забавному парадоксу. Символом российской империи называют самого капиталистического из ее ювелиров.