Во Франции этот период называли «Belle Epoque», в России - "серебряным веком". Валентин Серов и Джованни Больдини - одни из главных певцов "прекрасной эпохи", запечатлевшие самый цвет петербургского и парижского высшего, светского общества рубежа XIX-ХХ столетий. Их моделями становились члены венценосной семьи, аристократы, выдающиеся деятели искусства. В работах Серова и Больдини - сам дух времени. Мир аристократических гостиных, салонов, светских раутов, театральных и балетных премьер. Эпоха модерна. Эпоха изысканных, утонченных, красивых и талантливых людей. Короткий и счастливый миг накануне страшных войн, революций, потрясений...
Мне было необычайно интересно сравнить этих двух мастеров, сравнить, так сказать, по горячим следам. Ажиотаж вокруг юбилейной выставки Серова, прошедшей в Третьяковской галерее в конце 2015 – начале 2016 годов, будут помнить долго. Одна только сломанная дверь чего стоит! Выставка же работ Больдини прошла в куда более спокойной атмосфере годом позже в Государственном Эрмитаже.
Итак… Джованни Больдини, как и Валентин Серов, считался ведущим портретистом своего времени. Он итальянец по происхождению, родом из маленького городка Феррара. Но большую часть своей жизни творил в Париже. При жизни Больдини был необычайно известен. Но после смерти о нём надолго забыли. Вспоминать начали относительно недавно. В первую очередь, в родной Италии. Сейчас в Ферраре очень популярен его музей. О художнике говорят, его работы вновь активно выставляют. В основном произведения из Италии, из Феррары, как раз и были представлены на выставке в Эрмитаже: не только прекрасные портреты, но и виды городов, натюрморты.
Джованни Больдини родился в большой и небогатой семье, он был восьмым из тринадцати детей. Профессии учился у родного отца, который так же был художником. Когда Джованни исполнилось 18 лет, он покинул отчий дом и уехал во Флоренцию. Первые его портретируемые - местные семьи, знатные люди. В Париж же художник окончательно перебрался в 29 лет. Флоренция со временем ему стала казаться тесной, да и вообще Италия – провинциальной, в плане искусства, немного обособленной. А Париж манил. Больдини приехал туда однажды на Всемирную выставку и после этого следующие пять лет делал всё, чтобы остаться там навсегда. Когда это получилось, он так же, как и во Флоренции, очень быстро нашёл в Париже друзей, нужных людей, влиятельных заказчиков.
В этом плане Валентин Александрович Серов – полная противоположность! «Человек в себе»,внешне и внутренне очень закрытый. Он никогда не пытался быть в центре светского общества. Больдини же благодаря полезным знакомствам быстро становится богатым, обеспеченным человеком. У него мастерские в самом центре Парижа, и самые прекрасные женщины выстраиваются в очередь, чтобы стать его моделями. Некоторые дамы, чьи внешние данные не дотягивали до этих красавиц, изнуряли себя ужасающими диетами.