…Кумиры падают!
Рушатся языческие храмы, падают со своих пьедесталов статуи древних богов. Стихотворение написано Пушкиным как раз под впечатлением от встречи с Великим Карлом, от его выдающегося полотна. Эти кумиры падают, эта цивилизация заканчивается.
Все персонажи куда-то бегут, покидают место действия. И только один герой — христианский священник, наоборот, заходит к нам. Он пришел к людям, чтобы до конца быть с ними, утешать, молиться за них. Своим факелом он освещает это темное страшное пространство. И мы видим культовые предметы, характерные для священника. А вот на заднем плане, в самом центре картины, убегает, по-другому и не скажешь, представитель «официальной», языческой, веры. И вот мы видим, как он закрывается, как он не смотрит на этих людей, он думает только о себе, как бы спасти свою жизнь.
И если вспомнить о прекрасной мёртвой молодой женщине... Ребенок-то её жив. И мы интуитивно понимаем, что единственный персонаж, который может спасти малыша, - это как раз христианский священник. Все уходят, а он заходит и идет к этому ребенку. И можно пофантазировать, что эта мёртвая женская фигура – символ уходящей в небытие прекрасной античности. Первый век нашей эры - кульминация античного мира, но уже и начало его стремительного разложения. А дитя умершей – символ зарождающейся новой цивилизации, христианской. Она ещё совсем слабая, и сама, без посторонней помощи спастись, выжить, окрепнуть не может. И этот священник, он даст руку, он спасет, он поможет этому малышу.
В начале декабря 2017 года в Эрмитаже открыли выставку четырёх древнеримских мраморных скульптур из собрания Национального музея археологии города Неаполя. Поза одной из статуй, мёртвой амазонки, очень похожа на позу брюлловской женщины в жёлтом. Наделив свою героиню чертами графини Самойловой, работая над её телом, художник вдохновлялся великим античным наследием. Интересно, что в музее Неаполя эта амазонка и три другие скульптуры сейчас экспонируются в круглом пространстве, наполненном чёрным вулканическим песком… Опять связь с Везувием!
О чём ещё можно поразмышлять, глядя на картину? Сами древние эту страшную трагедию воспринимали и как кару богов. Сразу напрашивается аналогия с гибелью ветхозаветных нечестивых городов Содома и Гоморры. О нравственности в Помпеях (точнее, о её отсутствии) говорят экспонаты так называемой «Секретной комнаты» Археологического музея Неаполя весьма эротического содержания. И «винкельмановский» миф о прекрасной, непогрешимой, отстранённой, холодной, «беломраморной» античности сразу рушится, когда видишь представленные там находки.
Но я хотела бы все-таки отметить, что в работе художника эта тема не обозначена. Почти все его персонажи прекрасны и совершенны, - как внешностью, так и своими человеческими качествами. Да и тема смерти языческого мира и рождения христианского – отнюдь у него не главная, он не выпячивает это противостояние, не выносит его на передний план. По большому счету здесь вообще нет главного сюжета, главных героев. Они все по-своему главные. И если учесть, что всё женщины с чертами графини Юлии, то разрозненные группы персонажей кажутся родственниками, одной большой семьёй.