Лана Конокотина
«Пророчество гибели»

Продовольственная комиссия Военного совета Ленинградского фронта.
И.Е. Репин. 17 октября 1905 года. 1907, 1911

Фото предоставлено Государственным Русским музеем
Почему мировом? Мы взяли название по циклу Павла Филонова «Ввод в мировой расцвет». Немного буду проводить параллели с московской выставкой «Некто 1917-й», которая проходила в Третьяковской галерее. На этой выставке меня поразило, что большинство работ, созданных непосредственно в 1917-м году, в принципе, с революцией-то и не связаны. Осмысление событий у многих художников наступило намного позже…

Буду отталкиваться и от знаменитых эрмитажных «революционных» экспозиций. Одна из них, самая масштабная, – «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году. История создавалась здесь». Она проходила в парадных залах, начиная с Иорданской галереи и Иорданской лестницы. Таким революционным Зимний дворец мы вряд ли когда-нибудь ещё увидим. Там замечательно поработали амстердамские дизайнеры, увеличив фотографии, развесив красные знамена везде и всюду. И среди всех этих дизайнерских решений, сразу, с порога погружавших в революционное прошлое, были представлены подлинные артефакты – указ об отречении Николая II, письма, телеграммы, личные вещи, рассказывающие о всех главных фигурантах этого непростого времени.

Но вернёмся к выставке в Русском музее. Она захватывает очень большой временной диапазон. Повествование о предпосылках, приведших в итоге к трагическим событиям 1917-го, начинается с полотна Ильи Репина, написанного аж в 1903 году. А одно из произведений, завершавших экспозицию, датировано 1936-м годом. Но упор, конечно, был сделан на работы 1910-1920-х годов, созданных, так сказать, по горячим следам.

Вообще, ещё задолго до 1917 года очень много было пророчеств. Предсказывали начало страшной вселенской войны, гибель империи… Напряжение в обществе стремительно росло. Некое предчувствие Первой русской революции можно увидеть в картине «Какой простор» Ильи Репина, написанной за два года до трагического 1905-го.
И.Е. Репин. Какой простор! 1903

Фото предоставлено Государственным Русским музеем
Интересно, что Илья Ефимович изначально никакого особенного подтекста в своё произведение не вкладывал. В письме к своей ученице Марианне Верёвкиной он писал: «И в живописи я моложусь… Написал пару молодых людей, гуляющих по берегу Финского залива. Время первых заморозков моря, когда низовой ветер подымает воду и играет, ломая льдины… А публика наша… видит, что это неспроста, что тут кроется глубокая аллегория».

Многие современники считали, что это та волна, которая смоет все старое, что это ветер перемен… Это была уже вторая половина жизни и творчества Репина. Обратите внимание, какие у него появляются импрессионистические нотки! Меняется манера, меняются сюжеты. Это совсем не похоже на ранние и зрелые произведения мастера, на его «Бурлаков» и «Запорожцев».

И очень интересно сравнивать «Какой простор!» Репина с другим его произведением, написанным в том же 1903 году, - масштабным полотном под названием «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения».

В «Просторе» - предчувствие перемен, а в «Заседании» – ода старой эпохе, уходящей элите.
И.Е. Репин. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения, 1903

Фото предоставлено Государственным Русским музеем
В.А. Серов. Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава? 1905

Фото предоставлено Государственным Русским музеем

Непосредственно событиям первой русской революции 1905 года посвящена щемящая душу работа Валентина Александровича Серова «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?». Вот таким автора «Девочки с персиками», всех тех знаменитых портретов аристократии - мало кто знает, мало кто представляет.
Серов был очевидцем расправы над участниками мирной демонстрации: видел страшные события, произошедшие 9 января 1905 года, из окон Академии художеств. Он изобразил бравого офицера с «шашкой наголо» мчащегося на безоружную толпу, идущую с иконами и царскими портретами. Уже через мгновение упадут истекающие кровью первые раненые, первые убитые…

Командовал войсками столичного гарнизона великий князь Владимир Александрович, который был, между прочим, президентом Императорской Академии художеств. Возмущённый Серов отказывается от почётного звания действительного члена Академии. Призывает Николая II разобраться в случившемся. Как вообще такое оказалось возможным: учинить расправу над безоружной толпой, которая, не проявляя никакой агрессии, шла в сторону Зимнего со своими требованиями. Да какими требованиями – мольбами, просьбами, надеждами...

И вот уже результаты Первой русской революции. Полотно Ильи Репина «17 октября 1905 года». Действие происходит на Дворцовой площади. Демократически настроенная интеллигенция ликует, - в своём манифесте император обещал даровать народу долгожданные основы гражданской свободы!

Среди изображённых: слева на переднем плане профессор с бородой – филолог Прахов. С букетом в руке – актриса Лидия Яворская. В центре же метущейся толпы – единственный статичный, спокойный образ, чем-то напоминающий иконописный. Это знаменитый художественный критик Владимир Васильевич Стасов, уже очень немолодой. 1905-й – предпоследний год его жизни.
И.Е. Репин.
1 7 октября 1905 года.
1907, 1911

Фото предоставлено
государственным
русским музеем
В советские годы эти работы Серова и Репина не особенно показывали широкой публике. Не принято было говорить об этом этапе их творчества. Одного хотели оставить автором портретов аристократии, другого – создателем «Бурлаков на Волге», «Запорожцев» и других произведений, не выходящих за рамки «передвижничества», реализма и второй половины XIX века.

Интересно, что, условно говоря, «старички» (Репин, Серов) – первыми в своих работах стали реагировать на события современности. Талантливая же молодёжь (Малевич, Кандинский, Татлин) в начале ХХ века ещё только искала свои пути, была погружена в поиски нового художественного языка. От своих ровесников в этом плане сильно отличается разве что Павел Филонов. Он первым начинает реагировать на стремительные перемены, происходящие со страной. В его трагическом полотне под названием «Те, кому нечего терять» изображен пролетариат, загнанный, забитый, бесправный.

Ещё одно произведение Филонова - «Перерождение человека», показывающее процесс изменения сознания, менталитета интеллигенции после событий Первой русской революции.
Ну и самая страшная, самая философская вещь художника«Пир королей», названная Велимиром Хлебниковым «Пиром мертвецов».

Действительно, то, что изобразил Филонов, чем-то напоминает анатомический театр, а отвратительные его персонажи будто сидят в собственных гробах.
В этом произведении, конечно, - предчувствие надвигающейся вселенской катастрофы – Первой мировой войны.

Мировая буржуазия, властители разных стран вынашивают план страшной бойни… Отвратительных «королей» Филонова спустя десятилетия будут ассоциировать и с Гитлером, и с Муссолини…

Это полотно, созданное в 1913 году накануне Первой мировой – оно, в принципе, о любой войне.
П.Н. Филонов. Германская война, 1915

Фото предоставлено Государственным Русским музеем

Непосредственно же Первой мировой, её ходу, посвящено одно из самых страшных и самых гениальных произведений мастера под названием «Германская война».

Филонов сам был на фронте, видел все ужасы войны. Он изобразил части человеческих тел, падающие куда-то в бездну. Где-то наверху мы ещё можем различить лица, руки, ноги, а ниже - вся эта военная мясорубка окончательно перемалывает людей, живых людей из плоти и крови, в фарш.

Ведь именно в эту войну впервые были опробованы все самые страшные способы уничтожения человеком себе подобных: бронированные машины, танки, авиация… Были впервые применены ядовитые газы… Коричневатый колорит картины, в данном случае, – цвет запекшейся человеческой крови. В каких-то местах, правда, эта кровь ещё свежая.
Этой бессмысленной и беспощадной войне посвящено и полотно «На линии огня» Кузьмы Петрова-Водкина. Глядя на него, сразу вспоминаются строки Владимира Высоцкого:
«Кто-то встал в полный рост и, отвесив поклон,
Принял пулю на вдохе,
Но на запад, на запад ползет батальон,
Чтобы солнце взошло на востоке».
К.С. Петров-Водкин.
На линии огня, 1916

Фото предоставлено
Государственным Русским музеем
У Петрова-Водкина особое понимание всего и вся. Он воспринимает каждое событие как нечто вселенского масштаба. Во всех его работах особая, «сферическая», перспектива, подчеркивающая «планетарность», значимость любого момента, предмета, явления. Мы ощущаем, что земной шар – круглый, что он вращается.

Смерть юного воина с чистыми как небо голубыми глазами – центральное событие, заставляющее всё сущее на мгновение замереть. За что эти юноши погибали на той войне? Что они защищали? Они и сами зачастую не знали…
В.И. Шухаев. Полк на позициях, 1917

Фото предоставлено Государственным Русским музеем


Незаконченное масштабное полотно Василия Шухаева «Полк на позициях» также повествует о той, как сейчас принято говорить, «забытой войне».

Видно, что задумка художника была грандиозной. Будто призраки - недоработанные фигуры лошадей, люди с непрорисованными лицами. Это фронт под Ригой. Изображен Мариупольский полк на отдыхе. Шухаев как художник был прикомандирован туда.
Столь масштабное полотно, задуманное как гимн русскому офицерству, в итоге, стало этому самому офицерству «реквиемом», - закончить произведение помешали революционные события.

Первая мировая война - один из главных катализаторов революционных настроений в обществе. Она стала последней каплей, переполнившей чашу терпения.

И от манифеста 17 октября 1905 года ждали многое, но, увы, не дождались. Разочарование!..

На посвященной столетию революции выставке в Русском музее не было «Черного квадрата» Казимира Малевича, но я бы хотела внести эту знаковую для искусства ХХ века работу в визуальный ряд, продолжая разговор о предчувствии художниками событий 1917 года.
Впервые этот мотив появился у Малевича, когда он работал над декорациями и костюмами к футуристической опере «Победа над Солнцем», представленной в Петербурге в конце 1913 года, накануне Первой мировой войны. Легендарный квадрат стал частью декорации одной из сцен оперы, символизируя победу активного человеческого творчества над пассивной формой природы.

Чёрный квадрат - вместо солнечного круга! Уничтожив солнце, символизирующее старый мир и прежний порядок, персонажи оперы окончательно нарушили законы времени и пространства. От прошлого не осталось и следа…
К.С. Малевич. Красный квадрат, 1915

Фото предоставлено Государственным Русским музеем
С «Красным же квадратом» Казимира Малевича, находящемся в Русском музее и созданном в 1915 году, получилась примерно та же история, что и с уже упоминавшимся произведением Репина «Какой простор!». В работу, многими воспринимавшуюся как «пророчество», Казимир Северинович изначально никаких таких глубоких философских смыслов не вкладывал.

Красный многоугольник, названный самим автором «Живописным реализмом крестьянки в двух измерениях», был всего лишь частью супрематистских поисков, экспериментов с формой и цветом. Красный – это и цвет праздничного наряда крестьянки, и любимый цвет древнерусских иконописцев. Правда, если учесть, что полотно создавалось в годы Первой мировой и накануне революции, его тональность вызывает ассоциации далеко не с праздником, не с иконами, а с пожарами, с кровью.
К.С. Петров-Водкин. Богоматерь Умиление злых сердец, 1915

Фото предоставлено Государственным Русским музеем

В том же военном 1915-м появляется и полотно Кузьмы Петрова-Водкина «Богоматерь Умиление злых сердец». И опять – как и у Малевича - доминирует красный цвет!

Божья Матерь молится за род человеческий, и глаза ее полны скорби. А на заднем плане распятый Христос – аллегория жертв войны.
Одним из самых позитивных, жизнеутверждающих, романтичных «памятников» тревожного и непростого военного, предреволюционного, времени стала работа Павла Филонова «Цветы мирового расцвета», начинающая знаменитый цикл мастера «Ввод в мировой расцвет».
Причудливые фантастические цветы будто вырастают прямо у нас на глазах. Новый мир поднимается, заполняет всё и вся.

Филонов, как никто другой, искренне верил в мировую революцию, в её победу, в счастливое будущее, которое распространится и в нашей стране, и во всем мире.












П.Н. Филонов. Цветы мирового расцвета, 1915


Фото предоставлено Государственным Русским музеем
А теперь от предчувствий и пророчеств мы переходим к Февральской революции

«Некто» 1917-й наступил. Напомню, что работ на тему революции, созданных совсем уж по горячим следам, почти нет. Большинству творцов потребовалось время, чтобы «переварить», осмыслить.

Произведение Александра Вахрамеева «Жгут орлов» - одно из немногих исключений. И по своей сути больше напоминает «репортаж», сводку с места происшествия. Изображённый эпизод художник подсмотрел во дворе дворца Белосельских-Белозерских. Революционная толпа уничтожает ненавистные царские символы и тут же занимается мародерством: люди тащат какие-то зеркала в золоченых рамах.
А.И. Вахрамеев. Жгут орлов, 1917

Фото предоставлено Государственным Русским музеем
Революцию чаще всего начинают романтики и идеалисты, но в итоге она поднимает страшную волну криминала. Наступает время анархии, когда все возможно и когда под шумок можно сделать все что угодно: убить, украсть, совершить все немыслимые злодеяния. Этот момент здесь как раз очень хорошо показан.
Б.М.Кустодиев. Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве, 1917

Фото предоставлено Государственным Русским музеем

А вот эта работа Бориса Кустодиева, автора «Купчихи за чаем» - такая радостная, весенняя. Сложно поверить, что и она написана почти сразу после февральской революции… Кустодиев, родившийся в провинции на берегу Волги, в очаровательном городке Романове-Борисоглебске, обращается к своей любимой теме – народному гулянию и изображает вербный торг на Красной площади у Спасских ворот. Вербное воскресенье в революционном 1917-м году пришлось на 8 апреля, Пасха была 15-го. Мы видим пироги, пряники, воздушные шары, идёт бойкая торговля…

Фактически – последний раз подобное веселие. Люди еще сытые и довольные, весна революционная, все это чувство перемен витает в воздухе… Взметнувшиеся птицы, шары, улетевшие ввысь. В 1918-м такого уже не будет. На смену этому придут голод, холод, разруха, Гражданская война… Весна же 1917-го, действительно, для очень многих была наполнена светлыми предчувствиями. После того, как в Петрограде «всем городом» на Марсовом поле похоронили жертв революции, все партии, все слои общества, действительно на короткий срок пришли к какому-то такому миру, который, правда, оказался очень хрупким.
Рассказывая о произведениях, созданных в 1917 году, нельзя обойти стороной портреты Александра Федоровича Керенского. Один – между прочим, кисти Ильи Ефимовича Репина. Другой – Исаака Бродского, будущего автора знаменитых полотен, посвященных Ленину.
И.Е. Репин. Портрет А.Ф. Керенского. 1918. (Из собрания Государственного центрального музея современной истории России)

И.И.Бродский. Портрет А.Ф.Керенского. 1918. (Из собрания Государственного центрального музея современной истории России)
Оба портрета Керенского были написаны летом 1917 года и, естественно, с натуры. Репин изобразил министра-председателя в готической библиотеке Николая II в Зимнем дворце, где он устроил себе кабинет. С лета 1917-го политик не только работал, но и жил в монаршей резиденции: поселился в бывших покоях Александра III, а в Малахитовой гостиной проводил заседания Временного правительства.

После переезда в «главный символ самодержавия» Александра Фёдоровича Керенского многие стали иронично называть «Александрой Федоровной». Намекая на то, что он себя метит в преемники Николая II и его супруги. А поскольку он проживал в бывших покоях Александра III, его в шутку именовали ещё и Александром IV.

Керенский - самый известный персонаж 1917 года. Не Ленин, отнюдь не Ленин, а именно Керенский! Недаром на выставке в Эрмитаже, посвященной столетию революции, столько экспонатов рассказывало о его деятельности. Медали, жетоны, открытки, публикации. Александра Фёдоровича вначале называли «солнцем свободы России», «первой любовью революции». На него интеллигенция возлагала очень большие надежды и, кстати, февраль 1917 года был единственным в России опытом, когда интеллигенты пришли к власти. И не смогли ее удержать.

Интересно проводить параллели между Керенским и Лениным: два заклятых антагониста появились на свет в одном и том же городе, Симбирске, их отцы очень хорошо знали друг друга…

Когда мне было шестнадцать лет и я готовилась поступить на исторический факультет Петербургского университета, я прочитала мемуары Керенского, написанные им уже в конце жизни, и, вы знаете, как любой человек романтического склада, буквально влюбилась в этого человека. Потому что он так красиво пишет, ну такой слог, ну так он оправдывает все свои действия. И сразу становится понятным, почему в 1917-м году очень многие попали под обаяние этого человека.

Теперь поговорим об иконографии Ленина. Сложно поверить, но ни в 1917-м, ни в 1918-м, ни в 1919-м годах никакой иконографии Владимира Ильича, по сути, ещё не было. Только в 1920 году в кабинет Ленина в Москве допустили художников Леонида Пастернака (отца писателя, очень хорошего художника, написавшего замечательные портреты многих известных творческих людей того времени), Натана Альтмана, Георгия Верейского. Тогда и появились самые ранние наброски ленинских портретов…

Владимир Ильич не позировал специально: художники запечатлевали вождя в процессе работы. На основе многочисленных графических набросков Натан Альтман летом 1920 года создаст знаменитый скульптурный портрет Ленина.

А сейчас хотела бы поговорить о периодической печати. Промежуток между февральской и октябрьской революциями стал периодом её небывалого расцвета. Получившие полную свободу слова, мастера книжной графики, иллюстраторы, авторы фельетонов быстрее всех реагировали на злобу дня.
Причем интересно, что сатирические издания, которые отразили революцию - «Новый Сатирикон», «Стрекоза», «Барабан» - возникли отнюдь не в 1917 году, а гораздо раньше. У этих журналов похожая судьба: практически все они были закрыты сразу же после Октябрьской революции. А вот в этот период от февраля к октябрю, действительно, можно было писать и говорить все, что угодно, и причем совершенно безнаказанно. И журналисты, и авторы этих карикатур клеймили всех и вся: и императорскую семью, и Керенского, и большевиков во главе с Лениным.
А.А. Блок. Двенадцать. Иллюстрация Ю. Анненкова. Издательство «Алконост». Петроград, 1918.

Из коллекции Российской национальной библиотеки

И вот… грянула Октябрьская революция.
Произведение, которое ярче всего её воспело, - это, конечно же, поэма Александра Блока «Двенадцать». Первое её издание увидело свет в конце ноября 1918 года с гениальными иллюстрациями художника Юрия Анненкова. Впоследствии поэма неоднократно переиздавалось.

Блок сочинил её зимой 1918-го, через несколько месяцев после октябрьского переворота. В голодном, холодном, метущемся Петрограде! Художник Юрий Анненков в своих иллюстрациях использует принцип «монтажа», он свободно соединяет различные события, фрагменты, детали. В его работах очень хорошо передана энергетика тех «десяти дней, которые потрясли мир», когда мир старый разлетался на мелкие осколки, когда дул свежий ветер перемен.
Двенадцать - в принципе – число мистическое, и строки этой поэмы символические:
«Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни
Кругом — огни, огни, огни...»
И дальше там такие строки:
«Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Тра-та-та!».

А.А.Блок. «Двенадцать». Иллюстрации Ю.Анненкова. Издательство «Алконост». Петроград. 1918.

Из коллекции Российской национальной библиотеки
Разные художники по-разному реагировали на события 1917-го – начала 1918-го годов.

Вот, например, Марк Шагал. Он пишет в трагическое для страны время жизнеутверждающие образы влюблённых. Воспаряющих ввысь, лишённых гравитации, свободных и счастливых. Накануне революции он женился на своей возлюбленной, главной музе всей жизни, - Белле. В 1917 году он из Петрограда возвращается на родину в Витебск, становится уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии, начинает активную деятельность.
М.З. Шагал. Прогулка, 1917-1918

Фото предоставлено Государственным Русским музеем


И, кстати, в период голода, холода, разрухи очень многие, в том числе и художники, бежали именно в белорусские земли, потому что там было сытнее, и жизнь была более спокойной. Приехал в Витебск и Малевич. Ему и Шагалу к годовщине Октября поручили оформить городское пространство. И мастера постарались на славу!

Жители города, до конца не понимавшие своего счастья, с изумлением взирали на гигантские супрематистские конструкции Малевича и зелёных коров Шагала. Правда, если искусство Малевича тогда было в фаворе у новых властителей, то «коровы» Шагала вызвали много вопросов.
В отличие от Филонова, Малевича и Шагала, произведения Василия Кандинского, созданные в революционные годины – стопроцентно трагические.

Даже палитра художника, всегда яркая, радужная, тогда потемнела, потускнела. И названия его работ того времени очень «говорящие» - «Сумеречное», «Смутное»…












В.В. Кандинский. Сумеречное, 1917


Фото предоставлено Государственным Русским музеем
П.Н. Филонов. Формула весны, 1928-1929

Из коллекции Российской национальной библиотеки

В его абстракциях в этот период особенно много колющих, режущих предметов, резких линий.

Я напомню, в Россию, в Москву, Василий Кандинский был вынужден вернуться из Германии, в которой он долгое время жил и творил, в связи с началом Первой мировой войны. После революции Кандинский какое-то время активно сотрудничает с новой властью, ездит по стране, создаёт музеи, преподаёт. Но, как мы видим, в его творчестве – в то время – глубочайший кризис. Если в 1917-м году он создаёт вышеупомянутые зловещие «пророчества», то в 1918-м как художник вообще почти не работает. А в начале 1920-х годов вместе с супругой уезжает в командировку, в Европу, уже зная, что там останется навсегда.
Но сейчас хотелось бы вернуться к творчеству Филонова, безусловно, одного из самых интересных мастеров того непростого, но яркого времени.

Его «Формула весны», написанная уже в 1920-е годы, - одна из самых восторженных реакций на революцию. Он в то время пишет много «формул». Они – часть утопии художника о «мировом расцвете». Организм картины – как всё живое – растёт, развивается. Из атомов, из молекул. У нас на глазах происходит великое таинство, обновление мира, рождение чего-то нового, прекрасного. Невозможно сдерживать этот напор!

Вы спросите, зачем я в революционный зрительный ряд поместила знаменитую картину Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»? В ней-то что о революции? Но если вглядеться в дату создания – «1918-ый год» - очень о многом хочется поразмышлять.
Б.М. Кустодиев. Купчиха за чаем, 1918
Фото предоставлено Государственным Русским музеем
Изображен с детства любимый художником провинциальный мир, где можно на закате солнца, неспешно и важно пить чай из блюдечка. При этом мы прекрасно понимаем, что происходило в 1918 году. Вот эта жизнь, изображенная Кустодиевым, которая ему так приятна, знакома с детства, юности, - ее никогда уже больше не будет! Этот мир разлетается как карточный домик, на фрагменты, на осколки. И в работе - эта ностальгия по старому укладу, который уже никогда не вернется.

Еще одна постреволюционная работа Бориса Кустодиева, посвящённая Второму Конгрессу Коминтерна, проходившему в Петрограде летом 1920-го года. На полотне изображена организованная в рамках Конгресса демонстрация на площади Урицкого – так тогда именовалась Дворцовая, в честь убитого революционера.

Очень интересен цвет стен Зимнего дворца. В то время он был кроваво-красным. И не только в революционные годы, но ещё во времена последних двух императоров. На картине изображены делегаты конгресса: коммунисты, социалисты из разных стран (обратите внимание – какие некоторые одежды экзотические), и работа, в принципе, радостная…
Б.М. Кустодиев.
Праздник в честь
I I Конгресса Коминтерна
19 июля 1920 года.
Демонстрация
на площади
Урицкого. 1921.

Фото предоставлено
государственным
русским музеем
Другое же произведение художника, того же, 1920-го года, под названием «Большевик», вызывает дрожь! Идет этот большевик по домам, по церквям, людей давит - вот эта исполинская, грозная власть, грубая сила, которая надвигается, поднимается над страной.

Но художник был уже очень болен и ничего не мог изменить в своей жизни. За исключением «Большевика», в своих поздних работах он никакого протеста не выражает, а ностальгирует по канувшему в лету любимому с детства уютному, радостному, светлому миру русской провинции с красавицами-купчихами и народными гуляниями.

Б.М. Кустодиев Б.Н. Большевик, 1920
Фото предоставлено Государственной Третьяковской галереей

К.С. Петров-Водкин. Скрипка, 1918

Фото предоставлено Государственным Русским музеем

Ну а сейчас хотелось бы поговорить о таком жанре, как натюрморт. Как ни странно, но именно в натюрмортах революционных лет наиболее правдиво и в то же время образно, метафорично показана трагедия, случившаяся со страной и её людьми. Очень лаконичный натюрморт Петрова-Водкина - «Скрипка», 1918-го года.

За окном – чёрные глазницы домов. Мы не видим деревьев, не видим неба, не видим солнца. Эта строгая геометрия, холодная, негостеприимная, и вот эта скрипка – как будто душа интеллигента, творческого человека. Это одно из первых высказываний Петрова-Водкина после свершившейся революции. Что в нем? Растерянность, незащищенность…
Самое известное произведение Петрова-Водкина той поры – «Селедка». Писатели, поэты, художники - кто только ни пел гимн этой рыбке. А также вобле, картошке, кусочку хлеба, не пойми из чего изготовленного.
К.С. Петров-Водкин
К.С. Селёдка, 1918

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО
гОСУДАРСТВЕННЫМ
рУССКИМ МУЗЕЕМ
На картине изображён как раз этот скудный паёк, на который посадила новая власть творческую интеллигенцию умирающего от голода Петрограда. Кустодиев писал о тяжёлой ситуации в городе: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе…».

И Кузьма Петров-Водкин ему вторит. Вот отрывок из его письма к матери в ноябре 1918 года: «Наголодались за лето очень, прямо скотом себя чувствуешь, только о еде и приходилось думать».
Отзвук того голодного, холодного, неспокойного времени – и в «Траурном натюрморте» Владимира Малагиса, и в натюрмортах Давида Штеренберга. Особенно трогает до слёз его «Тётя Саша». Это образ людей из провинции, оказавшихся в особенно страшном, бедственном положении в эпоху Гражданской войны.

В общем мрачном ключе и цитата Казимира Малевича: «Нужно, действительно, обладать энергией, чтобы вынести весь этот ужас». И только влюблённого в свою молодую жену Марка Шагала по-прежнему всё устраивает: «Жили в маленькой клетушке, денег не было. Да и к чему они? Все равно купить нечего. Но, несмотря на эти трудности, я не жаловался. Меня устраивало всё».

Одно из самых философских, самых гениальных, произведений революционных лет – цикл Бориса Григорьева о России. Создавался он долго. Художник с 1916 по 1919 год путешествовал по стране. Ему хотелось посмотреть в глаза народу в эпоху потрясений, понять, что такое Россия, какое её истинное нутро. Он увидел архаическую, как он говорил сам, «лыковую», крестьянскую Русь. И он смотрел в несчастные, полные боли, глаза этих людей.

В то время в среде интеллигенции была популярна «скифская теория», о том, что русский народ, в жилах которого течет скифская, свирепая, бурлящая кровь, должен напитать ею сначала отечественную, а затем и мировую революцию. А они, эти романтики, мечтавшие о мировой революции, спросили людей: хотят ли они такой участи?

Нет, не спросили, и художник Григорьев передал трагизм ситуации. Да, простым людям жилось не очень счастливо при царе, но они были связаны с родной землей, они знали, что будет через день, через год, через пятьдесят лет.
А.А. Лабас. Красноармеец, 1928

Фото предоставлено Государственным Русским музеем

Очень много о революции, о Гражданской войне - в творчестве художника Александра Лабаса, ровесника XX века. Когда прогремела революция, начиналась Гражданская война, ему было семнадцать лет. И он в своем произведении «Красноармеец», по сути, сам себя изобразил уже спустя десятилетие после революции. И он посвятил эту работу всем ровесникам, своему поколению.

Он ведь был одним из многих, и его судьба весьма характерна: идейный еврейский юноша, учившийся на художника, бросает все, едет на Дальний Восток, записывается добровольцем в Красную армию. Там страшная мясорубка Гражданской войны. И он, как художник, на самой линии огня, на передовой. Занимается агитацией и пропагандой, делает плакаты, оформляет станции, города, улицы, агитпоезда…

Вообще, Александр Лабас - романтик нового мира. Почти во всех его работах – технический прогресс в самых разных ипостасях: метро, мчащиеся поезда, дирижабли, дельтапланы, самолеты. Технические достижения своего времени он связывал с новой властью.
В.В. Купцов. АНТ-20 «Максим Горький», 1934

Фото предоставлено Государственным Русским музеем

Продолжает тему «нового мира», новой реальности – полотно, изображающее печально известный самолёт АНТ-20 «Максим Горький», самый большой самолёт в мире, который был гордостью молодой советской страны, визитной карточкой многих парадов.

И этот «воздушный Титаник», увы, в 1935 году разбился во время одного из этих самых парадов, унеся жизни 50 человек.
А сейчас, хотелось бы продолжить тему «искусства, вышедшего в массы» и немного поговорить о тех художниках, которые оформляли Петроград к первым послереволюционным памятным датам

Тогда под началом наркома просвещения Луначарского работали совершенно разные люди. Это было, действительно, очень интересное время, потому что украшали улицы кто как умел: и реалисты, и символисты, и авангардисты. И все они мирно уживались…

Власти, затевая все это постреволюционное оформление улиц, искали образы из прошлого, которые могли бы моментально считываться, вдохновлять. Пригодились и французские революционеры, и отечественные бунтари прошлых лет, среди которых особой популярностью пользовался образ Стеньки Разина, мятежного атамана.
Очень интересным было оформление площади Урицкого (Дворцовой площади) к первой годовщине Октября. Его автор – художник Натан Исаевич Альтман. Он и первые портреты Ленина потом будет создавать, и ему доверили самое святое – оформить главную площадь революционного города.

Глядя на эскизы его декораций, мы не узнаем ни Зимний дворец, ни другие составляющие классического ансамбля Дворцовой… Главная часть этого оформления тогдашней площади Урицкого – языки пламени, которые поглощают ненавистный символ самодержавия, Александровскую колонну, берут «творение Монферана в тиски».

Альтман хотел полностью изменить облик площади, превратить её в место, куда революционный народ пришёл праздновать свою победу. Красоте императорской России он противопоставляет новую красоту победившего города. Языки пламени, пожирающие колонну – это было оформление главной трибуны, центра торжеств. В темноте еще была подсветка, то есть, действительно, пламя будто бы горело.
Н.И. Альтман. Эскиз оформления площади Урицкого к первой годовщине Октябрьской революции, 1918

Фото предоставлено Государственным музеем истории Санкт-Петербурга
И, конечно, говоря об искусстве революции, невозможно забыть про агитационный фарфор. Это явление уникальное, не имеющее аналогов в мире. Казалось бы, революции должны были в первую очередь уничтожить вот это самое хрупкое, самое незащищенное. Тем более что Императорский фарфоровый завод это ведь тоже был яркий символ ненавистного прошлого.

И действительно, после Октября 1917-го он был на гране уничтожения. Денег ни на что не хватало. До тарелок ли фарфоровых кому-то тогда было?

Но представители творческой интеллигенции Петрограда заступились за умирающий завод, и власти решили: заводу быть.
Уже летом 1918-го года туда приходят новые люди. Причём бок о бок с ними продолжают трудиться и старые опытные мастера. Директором завода становится знаменитый художник, график, книжный иллюстратор Сергей Чехонин, который в юности очень много занимался керамикой. Между прочим, ученик Ильи Ефимовича Репина.

И он дает работать и старым мастерам, и молодым талантам, в числе которых была Александра Щекатихина-Потоцкая, ставшая впоследствии одной из «легенд» завода. И все эти художники очень по-разному - кто-то в духе символизма, кто-то с экспрессией, кто-то в стилистике реализма - творили агитацию на фарфоре.
Естественно, простые рабочие не могли себе позволить пользоваться такой посудой. Если можно так сказать, агитационный фарфор был одним из форм «экспорта» российской революции на Запад, своего рода художественной витриной Советской России. Эти произведения были на заграничных выставках, пользовались огромным спросом. И по сей день коллекционеры всех стран сражаются за подлинные «агитационные» тарелочки.

У мастеров Фарфорового завода были совершенно разные настроения, но многие из них выжили в то время лишь благодаря тому, что остались работать на заводе. Интересно, что в первые годы советской власти «искусство будущего» создавалось на сохранившихся в большом количестве заготовках прошлого, на дореволюционном «фарфоровом белье» (бельём в фарфоровом производстве называют не расписанный белый фарфор). Об этом свидетельствует присутствующий на многих ранних советских изделиях традиционный вензель времён николаевского правления.

Сначала, сразу после революции, новая власть распорядилась замазывать марки николаевского времени. Но спустя несколько месяцев стало понятно, что в тех случаях, когда существуют две марки, - и советская, и дореволюционная - это исторический курьёз, который пользуется большим спросом. Вот такой вот уникальный пример компромисса, преемственности, своего рода мостик от России императорской к России советской.

Революционное оформление площадей и улиц осталось только в эскизах и на фотографиях, а этот хрупкий фарфор, который берегли и ценили даже в те трагические времена, как ни парадоксально, оказался самым живучим, самым прочным свидетельством эпохи.
К.С. Петров-Водкин К.С. Фантазия, 1925

Фото предоставлено Государственным Русским музеем

Прошли годы. «Фантазия» Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина датирована 1920-ми годами. Художник как бы оглядывается назад. У новой страны уже есть своя биография, а красный конь все несет её вдаль. Мне кажется, что именно эта картина Петрова-Водкина больше всего отражает идею перемен, скачка. Эта удивительная энергетика перемен, когда время убыстряет свой темп!..
И опять хочется процитировать Владимира Высоцкого - он очень хорошо, очень талантливо писал и о революции, и о Гражданской войне:

«Пожары над страной все выше, жарче, веселей,
…Но вот Судьба и Время пересели на коней…»
Вот она, эта бешеная скачка…
«Легко скакать, врага видать,
И друга тоже - благодать!»
«Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает».
К.С. Петров-Водкин.
Смерть коимссара, 1928.

Фото предоставлено
Государственным
Русским музеем
Еще одно, очень известное, произведение, посвященное событиям Гражданской войны, - «Смерть комиссара» Кузьмы Петрова-Водкина. Оно было создано уже в 1928 году по заказу Реввоенсовета для выставки «10 лет Красной Армии».

Как это полотно перекликается с уже нами упоминавшимся ранним произведением художника «На линии огня», в котором умирал воин Первой мировой, мальчик с голубыми глазами! И опять планета кружится, и опять воинское подразделение идёт в атаку… И на мгновение вновь земля застывает... Позы главных героев – ординарца и упавшего ему на руки смертельно раненного комиссара – очень напоминают иконографию «Пьеты», сцены оплакивания Христа Девой Марией. Красная повязка на руке умирающего – будто капли свежей крови.


К.С. Малевич. Скачет красная конница, 1932

Фото предоставлено Государственным Русским музеем
И ещё одно знаковое произведение, написанное уже спустя годы после революции, – «Скачет красная конница» Казимира Малевича.

Первое время после Октября художники авангарда были нужны новой власти. Потом о них быстро забыли. Кандинский, как мы уже говорили, не стал дожидаться печального финала, сам уехал. Филонова, главного романтика революции, просто перестали замечать, ему не давали заказов, он жил на деньги жены и умер в первый страшный год войны в блокадном Ленинграде…

Малевич какое-то время был более востребованным в СССР. Но в конце жизни и он был уволен почти со всех постов, болен раком, измучен бытом и травлей. Именно в такое непростое для себя время, в 1932 году, за три года до смерти, он создавал свою «Конницу». Эта картина – единственная работа в то время уже давно «опального» художника, понравившаяся властям. Изображённое «считывали» как восхваление революции и «Красной Армии». Малевич никого не разубеждал.

Однако если разбираться, тут очень много скрытых подтекстов. И сейчас можно прочитать, что эту «Конницу» некоторые исследователи сравнивают чуть ли не со всадниками апокалипсиса. Куда эти всадники бегут? Откуда? Зачем? Как долго им ещё бежать? Бесцелен и бессмыслен их яростный бег. Какая-то неистовая скачка, из ниоткуда в никуда. И вот такие подтексты, конечно же, Малевич тоже имел в виду, подразумевал, но не озвучивал.
Постепенно на руинах мира старого окончательно утверждается мир молодой, новый. И художники принимаются самозабвенно воспевать «нового человека».

Процитирую Александра Самохвалова: «Жизнь выдвигала нового социалистического человека, новую молодежь, комсомольцев, рабфаковцев, и это новое время надо втащить на холст». Ему вторил Александр Дейнека: «Нельзя сейчас в позе купца или фабриканта писать нашего ударника. У него другая стать». Начинается эпоха социалистического реализма. Главная идея того времени - вне коллектива человек не существует. Герои этих картин похожи: они все здоровые, молодые, счастливые. Эпоха спортивных парадов, рекордов, достижений…

Замечательна «Кондукторша» Александра Самохвалова. У нас давным-давно проходила выставка «Венера Советская», и я еще тогда влюбилась в это произведение. Это действительно гимн новому человеку. Женщина меняет свою роль в обществе. Она теперь полноправный гражданин, она работает наравне с мужчинами, приводит в действие сложные механизмы. Кондукторша Самохвалова – новая богиня, новая Венера. В ней есть что-то от Оранты, что-то от языческих каменных баб. Она – ярчайшая аллегория новой власти, ослепительных лучах электричества неотвратимо надвигающейся на зрителя.

А.А. Дейнека. Текстильщицы, 1927. 1928

Фото предоставлено Государственным Русским музеем

В «Текстильщицах» Александра Дейнеки – также женщины новой формации, лучше мужчин справляющиеся с огромными станками. Такое впечатление, что работницы словно бы срастаются с этими большими, вроде бы неженскими, машинами, становятся их частью.
Пока большинство художников воспевали «пролетария», нового человека, Казимир Малевич размышлял о судьбах крестьянства. В его «Крестьянах» - очень глубокое, философское осмысление произошедших перемен. Причем налицо религиозные ассоциации, недаром «Голова крестьянина» очень напоминает икону «Спас Ярое око».

Герои Малевича те самые «мученики», на плечи которых легла большая часть тягот революции, Гражданской войны и последующего времени. Они будто предстают перед нами, перед вечностью… Одинокие фигуры с беспомощно опущенными руками…

Совершает своё предстояние перед вечностью и «Работница» Малевича, образ одного из самых поздних произведений художника. Есть сведения, что незадолго до смерти мастер планировал цикл с типажами людей разных профессий, наиболее характерных для новой страны.

«Работница» - скорее всего, это как раз из этой серии, которую Малевич из-за смерти так и не осуществил. Обратите внимание на жест рук героини. Женщина будто держит ребенка, но ребенка нет, и в этом какой-то очень тревожный подтекст.
К.С. Петров-Водкин К.С. Тревога, 1936

Фото предоставлено Государственным Русским музеем


Подытожить же разговор о революции хотелось бы двумя работами. Произведением Петрова-Водкина под названием «Тревога», в котором герой совсем скоро оставит свой уютный тёплый маленький мирок, жену, детей, и уйдёт в темноту, защищать завоевания революции… в ту темноту, из которой уже не возвращаются.

Здесь тревога исторического масштаба, масштаба больших переживаний. Спустя два десятилетия после революции художник как бы оглядывается назад…
П.Н. Филонов. Формула 1904 – 1922 года. Вселенский сдвиг через русскую революцию в мировой расцвет, 1920-1922.

Фото предоставлено Государственным Русским музеем

И ещё один своеобразный эпилог к выставке - работа Павла Филонова «Формула 1904 – 1922 года. Вселенский сдвиг через русскую революцию в мировой расцвет». Увы, надеждам, чаяниям этого романтика, мечтавшего, чтобы весь мир и наша страна жили хорошо и счастливо, искренне верившего во все перемены, так и не суждено было сбыться.

В 1929 году по цензурным соображениям в Русском музее так и не открыли уже абсолютно готовую персональную выставку художника. В последний раз его работы, как и произведения многих других романтиков революционной поры, увидели свет в 1932 году. Тогда исполнялось пятнадцать лет со времени Октябрьской революции, и Русский музей открыл выставку, на которой были многие из тех произведений, которые сейчас мы показываем. Потом примерно на полвека почти обо всех этих мастерах забыли. И только относительно недавно состоялось их триумфальное возвращение к зрителю.

Напоследок мне бы хотелось дать слово очевидцам революции.


Андрей Белый очень справедливо писал: «Революцию взять сюжетом невозможно в эпоху теченья ее; и невозможно потребовать от поэтов, художников, музыкантов, чтобы они восхваляли ее в дифирамбах и гимнах. Революция – акт зачатия».


Кустодиев пишет: «Здесь все кипит, все еще улицы полны народом. «Такой» улицы надо столетиями дожидаться! Все сдвинулось, передвинулось, а многое так и вверх дном перевернулось».


Марк Шагал: «Революция всколыхнула меня всей силой, овладевающей личностью, отдельным человеком, его существом…». И Александр Блок: «Революция есть музыка, которую имеющий уши должен услышать».


Интересно высказывание Ивана Бунина: «Непрерывно шли совещания, заседания, митинги, один за другим издавались воззвания, декреты, неистово работал знаменитый «прямой провод» - и кто только не кричал, не командовал тогда по этому проводу». Очень интересно высказывание Евгения Замятина: «Веселая, жуткая зима 1917 – 1918 года, когда все сдвинулось, поплыло… Корабли-дома, выстрелы, обыски, ночные дежурства, буржуйка, селедки, смолотый на кофейной мельнице овес. И рядом с овсом – всяческие всемирные затеи: издать всех классиков всех времен и всех народов, объединить всех деятелей всех искусств, дать на театре всю историю всего мира».


Удивительно, но факт - в то нищее, страшное время, во времена Гражданской войны, издавались замечательные произведения… Кстати, издательство «Всемирная литература» появляется по инициативе Горького в 1919 году – все в том же холодном и голодном Петрограде. Вдумайтесь: только за время Гражданской войны за первые пять лет издательство выпустило около двухсот книг. Как такое вообще могло быть?

Такое вот неоднозначное время. Но, романтика романтикой… парадоксы парадоксами… А если подытожить – всё же, не дай боже никому жить в эпоху потрясений.

Читайте также
больше полезных статей по этой теме:
В 1833-го года, когда работа над полотном только была завершена, Брюллова носили на руках. Ему посвящали песни и стихи, и где бы он ни появлялся, его встречали бурные аплодисменты. В честь него устраивали приемы, торжественные обеды. Восторженные итальянцы стали величать художника «Карлом Великим».
Каким образом Татьяне в руки попали европейские книги? Юрий Михайлович Лотман, автора знаменитых комментариев к «Евгению Онегину», говорит, что «девушки и девочки читали книги из библиотеки матери». Никаких возрастных ограничений у них не было.
Воспроизведение любых материалов сайта на других интернет-ресурсах разрешается при обязательном указании источника в формате гиперссылки: rosprioritet.ru
Опубликовать материал
в интернет-журнале «‎Национальные ценности»