Дарья Розина
Лечение музыкой — миф или реальность?
Все, что нужно знать об исследованиях
в области лечения музыкой

Продовольственная комиссия Военного совета Ленинградского фронта.
Фото Stefany Andrade on Unsplash
Я веду лекции и семинары по музыкальной терапии для специалистов, получающих дополнительной образование в Санкт-Петербургском институте культуры и как практикующий психолог (арт и музыкотерапевт) работаю с детьми и подростками в психологической студии «Экспрессия».
Сегодня мне хотелось бы напомнить о том, что такое звук и как устроено наше ухо, познакомить вас с профессией музыкального терапевта, рассказать о своей работе и об инструментах, которые я использую, смоделировать фрагмент музыкально-терапевтической сессии, чтобы желающие могли принять участие в групповой импровизации и поделиться своими впечатлениями.

Когда рассказываешь о космосе или об археологии — это удивительно, интересно, но далеко от нашей повседневной жизни (если конечно вы не готовитесь в космонавты). Другое дело звуки и музыка: они каждый день сопровождают нас и могут влияют на наше самочувствие и настроение, не меньше чем погода или люди с которыми нам приходится общаться. Наверняка у вас есть вопросы, наблюдения и опыт, которым хотелось бы поделиться. Буду рада вашей активности и, чтобы сделать формат нашей встречи менее официальным у меня для вас небольшая разминка с вопросами. Я очень надеюсь на подрастающее поколение, которое должно быть в курсе разных фактов по биологии, физике…
Какой класс, ребята?
— Восьмой.
— Физика уже есть?
— Да.
— Отлично! А анатомия, биология?
— Биология.
— Человека проходили?
— Да.
— Строение уха знаете?
— Да.
— Отлично! Итак, начнем с того, что непосредственно помогает нам воспринимать музыку и звуки окружающего мира, - с органа слуха. Когда говорят о строении уха, традиционно выделяют три элемента: наружное ухо, среднее ухо и внутренее ухо. В свою очередь наружное ухо состоит из...
— Ушной раковины.
— Ушной раковины и наружного слухового прохода. Первый вопрос. Правда ли, что ушную раковину имеют исключительно представители класса млекопитающих? Согласны или не согласны, что только у млекопитающих есть то, что дети рисуют как треугольники или полуокружности на голове, изображая животных и человека?
— Нет.
— А вот и да! Ушная раковина есть только у млекопитающих. У пресмыкающихся, земноводных, птиц и рыб её нет. Среди млекопитающих, правда, тоже встречаются исключения. Его составляют водные млекопитающие (киты, большинство ластоногих), представители некоторых роющих видов (кроты, слепыши) и другие симпатичные звери, которых вы видите на экране.
— А летучая мышь — млекопитающее?
— Млекопитающее, причем с феноменальными способностями к эхолокации. И необычным строением ушной раковины. У летущих мышей есть специальные мышцы, которые закрывают ушные раковины в момент испускания ультрозвуков. Но перейдем к более близким нам биологическим видам.
Второй вопрос. Ушная раковина с заостренной верхушкой была одной из анатомических особенностей предков человека, да или нет?
— Нет!
— Да! И это очень интересный, но малоизвестный анатомический факт. Форма нашего уха действительно эволюционировала. Доказательством этого, по мнению Дарвина, может служить небольшой бугорок на верхней части ушной раковины, представляющий сильно редуцированную заостренную верхушку уха млекопитающих. Он встречается примерно у 10% представителей человеческого рода. Будьте наблюдательными, обращайте внимание.
ФОТО Emily Wade
on Unsplash

Фото Pierre Goiffon

on Unsplash

Следующий вопрос. Как вы думаете, можно ли по форме ушей достоверно определить тип темперамента и характер человека?
— Да, можно.
— Конечно, нет! Психодиагностика была моей специализацией в университете, так что я с уверенностью могу утверждать: «Не стоит судить по форме уха о темпераменте, характере, и уж тем более о судьбе человека, как предлагают делать это сайты на экране. Если вы знакомитесь или общаетесь, не делайте, пожалуйста, по форме ушей никаких выводов о своем собеседнике или партнере. Это опасно и не научно.
В Интернете много подобных мифов. Но тем, кого интересует достоверная информация об ухе и слухе рекомендую замечательные лекции Вячеслава Альбертовича Дубынина.
Небольшой бугорок
на верхней части
ушной раковины,
по мнению Дарвину,
представляет собой
сильно редуцированную
заостренную верхушку уха млекопитающих

Фото В. Титова

Фото Pierre Goiffon

on Unsplash

Следующий и, по-моему, самый интригующий вопрос нашей разминки, — существует ли связь между волосковыми рецепторами внутреннего уха и органом боковой линии у рыб?
— Да, есть!
— Действительно, так! Это линия не только украшает чешую и подчеркивает грациозность движений (я вот, честно говоря, думала так, когда училась гуманитарной школе), но и выполняет важную функцию — помогает рыбе ориентироваться в пространстве и охотиться. В ней, точнее, в нем, в органе боковой линии, располагается целая система каналов, которые соединены с окружающей средой. В каналы поступает вода, ее колебания приводят в движение волосковые клетки, преобразующие их в сигналы для мозга.

Следующий вопрос, который касается каждого из нас: правда ли, что в отличие от клеток печени, кожи и других органов, клетки внутреннего уха не могут восстанавливаться при повреждениях?
— Да, так!
— Совершенно верно. Клетки разных органов — и кожи, и печени — имеют способность к регенерации, к восстановлению. Волосковые же клетки не восстанавливаются. Именно поэтому на схеме мы видим, что диапазон слышимых звуков с возрастом заметно сужается.
Следующий вопрос, который касается каждого из нас: правда ли, что в отличие от клеток печени, кожи и других органов, клетки внутреннего уха не могут восстанавливаться при повреждениях?
— Да, так!
— Совершенно верно. Клетки разных органов — и кожи, и печени — имеют способность к регенерации, к восстановлению. Волосковые же клетки не восстанавливаются. Именно поэтому на схеме мы видим, что диапазон слышимых звуков с возрастом заметно сужается.

Следующий вопрос. Есть ли в человеческом мозге, в отличие от мозга животных, особый участок, отвечающий за восприятие музыки? Об этом вряд ли пишут в учебниках по анатомии, поэтому ничего не остаётся, как положиться на интуицию.
— Да!
— Нет! И здесь мы наконец-то подходим к тому, что имеет непосредственное отношение к музыкальной терапии. За восприятие музыки отвечают множественные участки коры головного мозга в обоих полушариях, а также подкорковые структуры мозга (продолговатый мозг и мост, средний мозга, таламус). А если мы не только слушаем, но исполняем музыку — их количество еще в несколько раз увеличивается.
Данные таблицы наглядно свидетельствуют, что с возрастом диапазон слышимых звуков заметно сужается

Фото Pierre Goiffon

on Unsplash

Игра на музыкальном инструменте задействует почти все области мозга одновременно (звуковую, моторную, слуховую кору и т.д.), и вдобавок повышает активность мозолистого тела, выполняющего роль своеобразного моста между полушариями. Образно говоря то, что происходит во время игры у музыканта в голове (активность, которую регистрируют нейровизуализационные техники) напоминает фейерверк! Это очень важный факт, поэтому хочу на нем еще раз остановиться. Комплексное участие различных струкур головного мозга! Именно поэтому музыка эффективно используется в реабилитации после инсультов, черепно-мозговых травм, при лечении деменции, задержек в развитии и психических расстройств.

Есть целое научное направление, изучающее с помощью методов электроэнцефалографии, магнитно-резонансной томографии, какие зоны мозга проявляют активность, когда мы слушаем музыку, когда мы ее исполняем, сочиняем… Оно называется «когнитивная нейробиология музыки» и исследует нейрофизиологические основы абсолютного слуха, музыкальной памяти, эмоционального воздействия музыки, выявляет причины музыкально-специфических расстройств.
— А что такое когнитивная?
— Когнитивная — относящееся к познанию, процессам оперирующим информацией — восприятию, памяти, мышлению.
Сдедующий вопрос. Приостанавливает ли развитие остеосаркомы ежедневное прослушивание 40-й симфонии Моцарта? По-моему опыту, ни одна лекция не обходиться без вопросов про музыку А. Моцарта. Вот и я решила его вам задать.
— Возможно...
— Увы, ни у нас, ни за рубежом нет исследований, подтверждающих научно, что музыка лечит конкретные заболевания. Исследований с достаточной статистичекой базой. Конечно, музыка прекрасна, но если вас что-то беспокоит лучше показаться врачу, а не приобретать подобные диски. Честно говоря, это напоминает мне возвращение в XVII век.

Тогда к музыке в буквальном смысле относились как к лекарству и прописывали музыкальные произведения «для устранения лихорадок, водянок, колик, снятия зуда, судорог, обезболивания, облегчения операций и естественных отправлений, исцеления меланхолии, влечения к самоубийству, слабоумия и т.д.»
Использование «музыкальных рецептов» — одно из наиболее распространенных заблуждений, связанных с музыкальной терапией. Невозможно связать конкретный инструмент или произведение с лечением какого-либо заболевания! Это так не работает.

Следующий вопрос. Согласны ли вы, что для прохождения музыкальной терапии необходимо умение играть на каком-либо музыкальном инструменте?
— Да.
— Нет, навыки игры на музыкальных инструментах для прохождения музыкальной терапии иметь совершенно не обязательно. Более того профессиональным музыкантам даже сложнее спонтанно выражать себя в звуках, поскольку они привыкли оценивать то, что играют с эстетической точки зрения.
Фото Clark Young on Unsplash
Следующий вопрос. Музыкальная терапия может сократить пребывание недоношенного младенца в отделении неонатальной интенсивной терапии на две недели. Да или нет?
— Нет.
— Да, может. С первого взгляда, этот вопрос напоминает ситуацию с лечением остеосаркомы. Но, обратите внимание, в нем не говориться о том, что младенец выздровеет от прослушивания определенного произведения, а предполагается, что можно сократить срок его пребывания в больнице. Это реально, и такие исследования проводились. Музыкальная терапия помогает наладить питание (сосание, глотание, дыхание), увеличить толерантность к медицинским процедурам, обеспечить релаксацию и стимуляцию, и, как следствие, ускорить рост малыша и сократить срок пребывание в отделении.
Установлено, что органы слуха начинают функционировать уже с четвертого месяца жизни плода. В период внутриутробного развития уши ребенка заполнены жидкостью, проводящей звук значительно лучше, чем воздух. Ребенок, слышит массу звуков, которые ему после рождения становятся недоступны — сердцебиение и дыхание мамы, голос, шум от работы внутренних органов. Но до рождения эти звуки черезвычайно важны – они передают информацию об окружающем мире, небходимую для развития мозга. И в случае с недоношенным младенцем, создавая привычную акустическую среду (среду воспроизводящую сердцебиение, дыхание и т.д.) мы восстанавливаем нарушенную связь и восполняем опыт, которого он был лишен, родившись раньше времени.

— Беременным же тоже советуют музыку слушать?
— Конечно. Одним из первых, кто изучал период беременности, развитие слуха слуха ребенка до и после рождения был известный отоларинголог и изобретатель Альфред Томатис. К сожалению, его книг на русском языке немного, но уже есть центры, которые по его методике успешно работают с различными, в том числе тяжелыми, нарушениями речи и слуха.


Фото 🇸🇮 Janko Ferlič on Unsplash
Следующий вопрос. При работе с пациентами, страдающими деменцией (это прогрессирующее слабоумие, при котором постепенно утрачиваются ранее усвоенные знания и практические навыки) наиболее эффективна музыка, которую они слушали и любили в возрасте 16 – 25 лет. Так ли это?
— Да!

— Да, это действительно так. Музыка юности является своего рода ключом к памяти, с помощью которого пожилые люди вспоминают прошедшие события и реконструируют биографию. Музыкальная терапия в больницах и домах престарелых также помогает пациентам снизить растерянность, тревогу, сократить дисфункциональное поведение, поддержать социальное взаимодействие и преодолеть одиночество.

Последний вопрос. Как вы думает, есть ли у музыкальной терапии противопоказания?
— Есть.
— Не могу с вами не согласиться. Противопоказания к музыкальной терапии очень редки, но встречаются. Во-первых, это амузия — утрата способности понимать или исполнять музыку, писать и читать ноты, возникающее при поражении височных отделов коры правого полушария мозга (у правшей). Во-вторых, гиперчувствительность к звуку (гиперакузия), которая может быть следствием травмы, опухоли головного мозга, инфекционных заболеваний, сосудистых патологий или неврологических болезней. Кроме этого в некоторых случаях противопоказанием может быть и профессиональная музыкальная деятельность. Почему, мы сегодня уже обсуждали.


Фото Alex Padurariu
on Unsplash
Немного добавлю о гиперчувствительности к звуку. Когда она связана с каким-либо заболеванием, ситуация в целом понятна, и лечение назначают соответствующее заболеванию. Но в случаях с акустическими травмами все гораздо сложнее. Вот, например, врачи никак не могут помочь 14-летней американской школьнице Синди Редмонд. Она подверглась сильному акустическому воздействию, и теперь болезненно воспринимает обычные фоновые звуки, на которые в норме человек не реагирует — лай собаки, человеческие голоса, смех, плач ребенка, шум от проезжающего транспорта, и так далее. Девочке пришлось перейти на домашнее обучение, но даже дома, в сравнительной тишине, она все равно вынуждена пользоваться берушами.

С вопросами мы закончили. Теперь я расскажу немного теории, чтобы собрать вместе все факты, которые мы только что обсудили. Начнем со звука. С точки зрения физики, звук — это упругие волны, распространяющиеся в среде и создающие в ней механические колебания; с точки зрения биология и психологии — субъективное восприятие этих колебаний специальным органом чувств человека и животных. Прежде всего, нас будут интересовать основные две его характеристики: громкость и высота.

Посмотрите на график. Чем больше амплитуда звуковой волны, тем громче звук. Чем больше частота колебаний, тем выше тон звука. Когда я училась в школе, на физике, объясняя что такое звук, нам тоже показывали схемы. Казалось, что это очень сложно и далеко от реальности. Но теперь технологии позволяют визуализировать акустические явления и выглядит это по-моему потрясающе! Особенно на видео. В качестве примера я бы хотела показать трубу Рубенса и фигуры Хладни.

Труба Рубенса представляет собой отрезок трубы, перфорированный по всей длине. Один конец подключается к маленькому динамику, а второй — к источнику горючего газа (баллону с пропаном). Труба заполнена горючим газом, так что просачивающийся через отверстия газ горит. Если используется постоянная частота, то в пределах трубы может сформироваться стоячая волна. Когда динамик включен, в трубе формируются области повышенного и пониженного давления. Там, где благодаря звуковым волнам находится область повышенного давления, через отверстия просачивается больше газа и высота пламени больше. В интернете, кстати, есть видео с установкой из труб, визуализирующей до десяти частот одновременно. По-моему, отличная возможность зажигательно исполнить классику!

Фигуры Хладни, названные в честь открывшего их немецкого физика Эрнста Хладни, не менее интересны. Мы видим их как узоры, образуемые скоплением мелких частиц (например, песка) на поверхности упругой колеблющейся пластинки. Звук подключенного динамика колеблет пластину с определенной частотой в результате чего и создаются настоящие художественные шедевры.

Но перейдем от физике к биологии. В двух словах, еще раз напомню, как устроено наше ухо и как происходит восприятие звука. Орган слуха включает наружное, среднее и внутреннее ухо. Звуковые колебания улавливаются ушной раковиной и передаются по наружному слуховому проходу на барабанную перепонку. Она начинает колебаться с частотой, соответствующей частоте звука. Колебания барабанной перепонки передаются системе слуховых косточек: молоточку, наковальне и стремечку. Они в свою очередь передают колебания в улитку внутреннего уха. Расположенные в ней рецепторные волосковые клетки превращают звуковые колебания в нервные импульсы. Нервные импульсы по слуховому нерву и проводящим слуховым путям поступают в височную долю коры головного мозга.



Фигуры Хладни –
фигуры, образуемые
скоплением мелких
частиц (например, песка)
на поверхности упругой колеблющейся пластинки

Автор иллюстрации
В. Титов
Звук колеблет пластину с мелкими частицами с определенной частотой, в результате чего получаются настоящие художественные шедевры

Автор иллюстрации В. Титов
Теперь от звука перейдем к вопросам, связанным с физиологией и психологией восприятия музыки. Это, безусловно, большая и заслуживающая отдельной лекции тема, поэтому сегодня я только кратко перечислю то, что на мой взгляд имеет первостепенное значение для музыкальная терапии.

Во-первых, важно, что слуховые рецепторы являются самыми чувствительными (я бы даже сказала сверхчувствительными) из всех рецепторов, которыми наградила нас природа. Клетки мозга, отвечающее за слух, реагируют на возбуждение во множество раз более слабое, чем то, которое необходимо, например, для передачи в мозг информации о прикосновении к коже.
Строение
органа
слуха
человека

Автор иллюстрации
В.Титов
С точки зрения генетики, такая «свервосприимчивость» объясняется тем, что в далеком прошлом, когда на земле жили только охотники и добытчики, соперничавшие в ловкости и силе с дикими животными, им приходилось рассчитывать лишь на собственные уши, то есть тот самый канал, который даже во сне принимал сигналы опасности. Это, конечно, в том случае, если человек хотел выжить.

Во-вторых, как я уже говорила, за восприятие музыки отвечают множественные участки коры головного мозга в обоих полушариях, а также подкорковые структуры мозга (продолговатый мозг и мост, средний мозга, таламус).

И в-третьих, слух способен влиять на наши эмоции в значительно большей степени чем зрение и другие органы чувств, поскольку слуховой анализатор анатомически связан с лимбической системой — «центром чувств» нашего мозга. И это намного важнее для терапевтической работы, чем данные о скорости реакций и сверхчувствительности рпцепторов.

А теперь, прежде чем перейти к психологии восприятия музыки, я бы хотела, чтобы вы прослушали небольшой фрагмент «Болеро» Равеля. (Звучит музыка) А теперь посмотрите, насколько не похожи друг на друга рожденные этой музыкой образы.
«Сколько бы я не слушал «Болеро» Равеля, я буду видеть за этой потрясающей кантиленой медленный караван в желтом безводье пустыни в виду миража Кастальского родника», — отмечал известный советский и российский философ,
поэт и прозаик, культуролог, переводчик Вадим Львович Рабинович.
В тоже время поэт Николай Заболоцкий сочиняет:

«Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О, болеро, священный танец боя!»
Данный пример не нуждается в комментариях, но подчеркивает одно из главных правил музыкальной терапии: «Необходимо учитывать, что у каждого человека своя реакция на музыку». Конечно, речь идет о реакции эмоциональной, потому как на уровне физиологии общие закономерности существуют.

Согласно исследованиям Ганс-Гельмута Декер-Фойгта, быстрая, громкая, мажорная музыка с подчеркнутым ритмом и диссонансами будет приводить к состоянию возбуждения, при котором учащается дыхание, пульс, повышается давление, расширяются зрачки и т.д. А минорная, негромкая, плавная, без акцентов и диссонансов музыка наоборот, будет способствовать расслаблению мышечных зажимов, замедлению дыхания и частоты пульса и так далее.

Тем не менее, именно Декер-Фойгт, один из ведущих специалистов в области музыкальной терапии, подчеркивает преобладание индивидуального над коллективным. Он пишет: «Точно также как, как человек А не будет вести себя аналогично человеку Б в каких-либо одинаковых обстоятельствах, так и музыка всегда по-разному воздействует на личность», ну, а я скажу проще: «Человек который тонул, не будет засыпать под шум океана».

Одна и та же музыка может вызывать различные ассоциации и эмоции в зависимости от вашего опыта. Поэтому музыкальные терапевты обязательно направляют беседу на то, чтобы прояснить личностный смысл, той музыки, которую слушают или играют совместно с клиентом.
Вот вы, если вам грустно, скорее какую музыку будете слушать, такую же грустную или наоборот, веселую?
— Веселую!
— Грустную!
— Это от человека зависит. Некоторые усугубляют состояние.
— Все то, что вы сейчас сказали, имеет непосредственное отношения к двум психологическим функциям музыки: эксивалетной и компенсаторной. Если вам грустно и вы слушаете музыку, которая отражает ваше состояние, соответствует ему — музыка выполняет эквивалентную функцию. А если вы слушаете что-нибудь противоположное вашему настроению, можно говорить о компенсаторной функции музыки.
Фото Mink Mingle on Unsplash
Теперь перейдем самой к музыкальной терапии
Сущестуют четыре основных направления психотерапии искусством:
  1. арт-терапии,
  2. музыкотерапии,
  3. драматерапии
  4. танцедвигательной терапии.
Именно в этой системе музыкальную терапию мы и будем рассматривать. Понятно, что эти направления тесно связаны между собой и во многом дополняют и обогащают друг друга. Танец проходит под музыку, в драме актёры могут петь и вокализировать, рисование под музыку помогает запечатлеть рожденные звуками образы. И все-таки в основе направлений лежат различные виды искусства. И каждое из них по-своему определяет те средства, с помощью которых осуществляется терапевтическое воздействие.

Под музыкальной терапией я буду иметь в виду вид профессиональной лечебной деятельности или услуги, базирующееся на научных исследованиях и проводящееся сертифицированным специалистом – музыкальным терапевтом.

Можно было бы привести еще несколько определений, но в целом они похожи и подчеркивают три основных момента. Первый. Музыка используется для воздействия на психику и организм человека с определенной целью. То есть музыкальные терапевты не просто дают слушать музыку, а обсуждаю проблему, с которой к ним обратился клиент и формулируют цель, которую планируют достичь в результате работы. В общем виде эта цель — способствовать восстановлению, сохранению и улучшению физического и психического здоровья человека. Второй: использование музыки должно базироваться на научных исследованиях. И третий: музыкальная терапия может проводиться только специально подготовленным специалистом.

Почему я это особо подчеркиваю? В большинстве случаев, когда говорят о музыкальной терапии, имеют в виду не вид психотерапии, а терапевтические эффект, который мы получаем от прослушивания или исполнения музыки. Послушали вы концерт в малом зале филармонии, получили удовольствие, может быть даже голова у вас перестала болеть, - все равно это еще не музыкальная терапия.

Другой распространенный пример — музыка в кабинете стоматологии. Есть положительный эффект, снижение тревожности и болевых симптомов. Но это — использование музыки в медицине (или музыкальная медицина), а не музыкотерапия. Музыкальная медицина предполагает использование музыки для лечебного воздействия на психику и организм человека, однако оказывается это воздействие в отутствии терапетических отношений и осуществляется любым медицинским персоналом, не имеющим специального образования.

На сегодняшний день в мире существует более ста вузов, которые подготавливают музыкальных терапевтов. Музыкальные терапевты работают в больницах, хосписах, школах, центрах раннего развития, исправительных учреждениях, домах престарелых во многих странах Европы, в США, Австралии, Китае, Японии и России. В Европе и Америке профессия музыкального терапевта интегрирована в систему здравоохранения и музыкальная терапия предоставляется как услуга доступная любому пациенту. У нас, к сожалению, такого еще нет…
Существуют две основные формы музыкальной терапии — рецептивная и активная. Рецептивная — когда клиент слушаем музыку, которую подобрал или исполняет для него музыкальный терапевт. И хотя ее также называют «пассивной» музыкальной терапией, восприятие музыки в данном случае отнюдь не является пассивным процессом, поскольку клиент обсуждает со специалистом, те чувства и образы, которые вызвала у него прослушиваемая музыка.

Активная форма музыкальной терапии предполагает использование музыкальных инструментов, инидивидуальные или групповые музыкальная инсценировки и импровизации. Именно с этой формой я предлагаю вам познакомиться поближе.

Любая активная музыкальная терапия, начинается с выбора инструмента. Интересно и важно спрашивать у клиентов, почему они выбрали тот или иной инструмент, чем он им понравился или что напоминает. Порою ответы бывают самыми неожиданными.

Фото
Christina Ioannidou
on Unsplash
Одна девушка, например, выбрала колокольчики, и сказала, «что если их перевернуть, они будут напоминать бокалы для шампанского». Другой понравились кастаньеты. Их стук показалась ей приятным и сексуальным, поскольку был похож на цокот каблуков.

Традиционно считается, что струнные инструменты (скрипка, гитара, виолончель) напоминают женскую фигуру и лучше подходят для выражения нежности, тогда как ударные связаны с желананием проявить активность, лидерство или даже агрессию. К музыкальным инструментам еще вернемся. А теперь представьте, что у нас есть практическая задача. Вернее, у меня, как у музыкального терапевта. Мне дали новый коллектив и моя задача, чтобы его сотрудники познакомились между собой и научились эффективно взаимодействовать. Другими словами — сплочением коллектива или тимбилдинг.

Кстати, не только со взрослыми приходиться решать эту задачу. Для детских тренингов и занятий она не менее актуальна. На тренингах часто просят высказать свое мнение или поделиться чувствами после того, как было выполнено какое-либо упражнение. В детском варианте это происходит примерно так: сидишь как на иголках, ждешь своей очереди, когда сам говоришь, очень хочется, чтобы тебя услышали, но мнение соседа уже совершенно не интересует. Как только дети высказываются, интерес к происходящему у них заметно снижается, многие начинают отвлекаться и заниматься своими делами.
В какой-то момент я решила разрешить эту проблему при помощи музыкальных инструментов, потому что, во-первых, когда ты играешь, ты не болтаешь, ты молчишь и сосредотачиваешься на том, что ты делаешь, и во-вторых, если не слушать друг друга, и не считаться с тем, что делают твои партнеры по общению, то никакой красивой музыки не получится. Когда организуешь такой спонтанный оркестр, дети начинают подстраиваться друг под друга и можно говорить уже о развитии коммуникативных способностей.

Работа с детской группой также начинается с выбора инструментов. И, по моему опыту, здесь есть определенные закономерности. Например, тревожные и не уверенные в себе дети практически никогда не берут скрипку (могу предположить, что она им кажется слишком сложным и непредсказуемым инструментом), а африканские барабаны нравятся те, кто хочет подчеркнуть свой статус. Иногда мы выбираем дирижера и эта роль не хуже социометрии позволяет определить, какое место кто занимает в классе или в какой-либо другой группе.

Ну что ж, давайте попробуем. Для начала мне нужно около десяти добровольцев. Первое, что вам понадобится — выбрать себе инструмент по душе. Если что, я напомню, как на чем играть. Потом, я попрошу вас представиться и сказать, почему вы этот инструмент выбрали, почему он вам понравился.

— Валентина. Никогда не играла на скрипке и хочу попробовать.
— Ольга. Понравился цвет. Похоже на радугу. (Выбрала металлафон).
— София. Нечасто встречаю такие инструменты.
— Это калимба.
— Даша. Не знаю, как этот инструмент называется…
— Это дарбука.
— Необычный. Похож на барабан.
— Это и есть барабан, только народный, восточный.
— Виктор. Мне этот звук напоминает… что-то связанное с тропиками…

— Это боливийский барабан. Теперь следующая задача. Вам надо закрыть глаза, расслабиться и почувствовать ритм, который соответствует вашему состоянию. Когда почувствуете и будете готовы, открывайте глаза и мы начнем импровизацию. Начнет Даша, и ей надо будет удерживать тот ритм, который она задаст для группы. Затем каждый из вас по очереди будет к ней присоединяться. Только так, чтобы, с одной стороны, отразить свое состояние, с другой - не нарушить заданный Дашей ритмический рисунок. (Звучит импровизация).

Фото Pierre Goiffon

on Unsplash

— Спасибо! Ну что, получилось целостное музыкальное произведение? Как оно прозвучало для вас? Что вы почувствовали, когда играли?
— Более-менее.
— Легко было?
— Тяжело было ритм первый уловить, не слышно было, заглушили Дашу.

— Зрители почувствовали, что это было целостное произведение, что наши участники настроены друг на друга и исполняют что-то совместное?
— Нет. Чего-то не хватало.
— Давайте сделаем вторую попытку. Поменяйтесь с соседом инструментом или возьмите другой из тех, что лежат на столе. Для зрителей у меня тоже небольшое задание: придумайте название для музыки, которую вы сейчас услышите. (Звучит импровизация)
— Что почувствовали? Получилось ритмически и мелодически объединиться?
— Да!
— Есть названия для нашей импровизации?
— «Храм в пустыне».

— Лично мне очень напомнило «Болеро» Равеля. То, что мы сейчас с вами сделали называется свободной групповой импровизацией. Кроме свободных импровизаций, музыкальные терапевты также используют импровизации на заданную тему и игру по определенным правилам. Вначале, естественно, устанавливается контакт с клиентом или семьей, обсуждается сама проблема, формулируется запрос, а потом уже выбираются инструменты, и происходит музыкальная инсценировка, которая потом обсуждается и анализируется.

Предложите семье выбрать инструменты и сыграть что-нибудь вместе – и вы увидите распределение ролей и стиль родительского воспитания без всчкого теста или опросника. Проявляет ли ребенок самостоятельность или ждет указаний родителей? Делают ли родители ребенку замечания, предлагают ли инструмент исходя из собственного замысла или наоборот поддерживают его выбор, хвалят и воодушевляют своим примером? Обсуждает ли семья, какую музыку они будут играть? Кто начинает первым? Кто проявляет лидерство и играет мелодию, а кто подстраивается? Все это важно отмечать, а лучше даже записывать на видео.

Но вернемся к свободным импровизациям и импровизациям на заданную тему. Темы могут быть совершенно различными - от событий детства до представлений о будущем. Думаю, и тематическую импровизацию, раз вы успешно справились со свободной, мы можем попробовать. Пусть это будет музыкальный портрет одного из участников группы. Я правильно понимаю, что вы из одной школы и знакомы между собой?
— Да.

— Сейчас каждый из вас должен подобрать музыкальный инструмент, который, по вашему мнению, больше всего подходит для Ксюши, её темперамента, характера. А Ксюша услышит, как она звучит для своих друзей, получит музыкальную обратную связь о том, какой представляют ее одноклассники.
Сначала она будет слушателем. И после вашего исполнения расскажет, похожим ли получился ее портрет, понравился ли ей созданный музыкой образ, согласна ли она с ним или нет. Потом мы можем предложить Ксюше самой выбрать и раздать вам инструменты, объяснить, какой должна получиться музыка и продирижировать её иполнение. Тогда вместе с портретом мы и музыкальный автопортрет услышим. Все готовы? Итак, портрет Ксюши. (Звучит импровизация).

Спасибо нашим исполнителям. Ксюша, что скажешь? Похожа это музыка на тебя? Хотела бы ты, чтобы импровизация звучала по-другому?
— Похоже. Мне очень понравилось. Разве что звуков моря не хватало немного.

— Спасибо. В данном случае музыкальный портрет, созданный группой, практически совпал с представлением о себе, «образом Я» нашей модели. Но бывает и по-другому. Например, человек считает себя веселым, активным, деятельным и уверенным в себе, а группа его воспринимает иначе и музыкально озвучивает как «спокойного, неторопливого, нежного и мечтательного». Возникает вопрос: Почему? Почему появляется разница между тем, как мы себя ощущаем и тем, как нас видят и слышат другие? Вполне подходящая тема для группового тренинга. Принцип вы увидели.
Что еще можно отметить? Необходимо, чтобы у музыкального терапевта был достаточно большой набор музыкальных инструментов и в него входили как клавишные, струнные, духовые, так и различные ударные инструменты. Мне нравится также использовать различные этнические инструменты: музыку ветра, поющие чаши, калимбы, глюкофоны, океанские барабаны, рейнстики. У каждого из них своя интересная история.

Рейнстик, например, предположительно был изобретен в Чили или Перу и использовался как культовый инструмент для вызова дождя. Традиционно его изготавливали из высушенного на солнце длинного ствола кактуса. В полый ствол насыпали мелкие злаки, а шипы срезались и использовались в качестве перегородок. У нас кактусы не растут, но зато есть борщевик. И перезимовавшие стебли вполне подходят для того, чтобы сделать такой вот «шум дождя».
Набор инструментов, без которого
не обойтись музыкальному терапевту

Фото О. Никитиной




Рекомендуется также, чтобы инструменты были сделаны из различных материалов: дерево, глина, металл, пластик. Один и тот же инструмент может по-разному ощущаться в руках и вызывать различные ассоциации в зависимости от материала, из которого он сделан. Вот, посмотрите, насколько отличаются между собой эти шейкеры. Их, ксатати, как и рейнстики, можно сделать своими руками.

Собирая музыкальные инструменты, конечно же, можно проявить творчество и фантазию. Я вот добавила сегодня заводную шараманку, детскую погремушку и футбольный свисток. Сторого говоря, это не музыкальные инструменты, но у каждый из вызывает большое количество ассоциаций и имеет весьма специфическое звучание.
Наша встреча подошла к концу. Предлагаю кратко подвести её итоги и повторить самое главное.

Первое: музыкальная терапия — это вид психотерапиии, базирующийся на научных исследованиях и осуществляемый сертифицированным специалистом.

Второе: музыкальные рецепты — довольно опасная штука. Если в Интернете где-то написано, что можно избавиться от сахарного диабета, послушав музыку, то увы, желаемого результата вы не получите.

Третье: музыка активизирует многоуровневый комплекс структур головного мозга, поэтому если вы ее слушаете, а тем более играете — это всегда плюс. Конечно, в первую очередь, я имею в виду классическую музыку.
Читайте также
больше полезных статей по этой теме:
О полетах к Луне, конечно, человек начал мечтать очень давно. Но сначала этим занимались исключительно фантасты. Они придумывали всевозможные способы достижения Луны.

В 2019 году случилось неординарное событие: была открыта первая межзвездная комета. Она пролетела через Солнечную систему и отправилась по своим делам дальше.

Воспроизведение любых материалов сайта на других интернет-ресурсах разрешается при обязательном указании источника в формате гиперссылки: rosprioritet.ru
Опубликовать материал
в интернет-журнале «‎Национальные ценности»