Александр Железняков
Пять причин, по которым мы должны
вернуться на Луну

тттт
Фото Ganapathy Kumar on Unsplash
Наверное, у человека в крови постоянное стремление расширять ареал своего обитания. Сначала мы открывали новые земли, потом осваивали воздушный океан, теперь покоряем космические просторы. Более или менее мы уже освоили околоземную орбиту, сейчас замахиваемся на другие планеты. Сегодня я хочу вам рассказать о ближайшей нашей цели, о том небесном теле, к которому мы уже летали и к которому готовимся отправиться вновь.

Расскажу историю покорения Луны, в какой состоянии находится работа сейчас, что нас ждет в ближайшем будущем, ну и, естественно, объясню, почему же мы все-таки должны вернуться на Луну.
Но прежде чем приступить к основному повествованию, я хочу познакомить вас с нашей сегодняшней главной героиней, а именно с ночным светилом, с нашим естественным спутником, с Селеной – названий, сами понимаете, множество было за историю человечества. Луна – это, действительно, единственный естественный спутник Земли, самый близкий к Солнцу спутник у планеты Солнечной системы, второй по яркости после Солнца, пятый по величине в нашей планете.

Вот некоторые цифровые характеристики Луны. Минимальное расстояние до Земли – 363 000 километров, максимальное – 405 000 километров, но Луна движется по эллиптической орбите, поэтому среднее расстояние – 374 000 километров. Средний радиус Луны – 1737 километров, это чуть больше, чем четверть земного. Масса – 2,2 × 1022 килограмм – это приблизительно 1/81 земной массы. Обращаю внимание на ускорение свободного падения – 1,62 м/с2 (в 6 раз меньше, чем на Земле), на первую космическую скорость (ее должен достигнуть объект, чтобы выйти на орбиту вокруг Луны) - 1,68 км/с; и вторую космическую скорость (она необходима, чтобы от Луны улететь вглубь космоса) – 2,38 км/с.

О полетах к Луне, конечно, человек начал мечтать очень давно. Но сначала этим занимались исключительно фантасты. Они придумывали всевозможные способы достижения Луны: это были и какие-то мифические птицы, и непонятно какие устройства, - перечислять всевозможные предложения я не буду, остановлюсь только на некоторых из них. В частности, на двух произведениях – романе Сирано де Бержерака «Иной свет, или Государства и империи Луны», который он опубликовал в 1650-1657 годах, и рассказе Эдгара По «Необыкновенные приключения некоего Ганса Пфааля», изданном в 1833 году.

Почему я их выделил? Ни Сирано де Бержерак, ни Эдгар По не были фантастами. Они писали совершенно другую литературу. Но вот, как оказалось, и фантастические размышления были им тоже не чужды. Сирано де Бержерак отправил своих героев на Луну во сне. Кто мог бы подумать, что есть и такой способ «передвижения». Эдгар По предложил воспользоваться неким аппаратом господина Гримма для сгущения атмосферного воздуха. Фактически это был, конечно, воздушный шар. Но, сами понимаете, в безвоздушном пространстве шар летать не может. Поэтому По предложил сгущать перед ним воздух с помощью аппарата Гримма.

Как бы то ни было, как бы они туда не добирались, герои этих писателей побывали на Луне, встретились с лунитами, общались с ними, и все эти приключения в произведениях и описаны. В общем-то, это не так интересно, потому что это чистейшей воды фантастика, а сегодня у нас разговор более практический…

Поэтому я упомяну еще одно произведение, писателя-фантаста Жюля Верна, «Из пушки на Луну». Надеюсь, большинство из присутствующих с этой книгой знакомы. Представители старшего поколения точно ее читали, молодежь – не знаю, увлекается ли она сейчас Жюль Верном? Полностью роман называется «С Земли на Луны прямым путем за 97 часов 20 минут».

Когда Жюль Верн сочинял это произведение, он показал себя не только как хороший писатель, но и как инженер, который предлагает пусть и не совсем реальные, но все-таки технические прожекты, с помощью которых его герои оказываются на Луне. Писатель предложил построить пушку и выстрелить из нее снаряд, в котором находился экипаж, для того, чтобы оказаться на Луне.
Фото Anderson Rian
on Unsplash
Кстати, сама идея достижения космического пространства с помощью пушки – не такая уж и фантастика. Да, в XIX веке это были мечты. А вот в XX веке инженеры уже приступили к разработке подобных устройств и, прямо скажем, достигли неплохих результатов. Но это уже тема совершенно другой лекции. Я думаю, что в будущем еще появятся электромагнитные пушки или еще что-нибудь, с помощью чего человек все-таки будет запускать космические аппараты. Но пока это только фантастика.

А теперь посмотрим, что же было сделано человеком за шестьдесят с небольшим лет космической эры. Все периоды освоения Луны, полетов к ней, я разделил условно на шесть этапов. Они различны по длительности, по насыщенности и по результатам. Но каждый из них характеризует то или иное состояние человеческой мысли в соответствии с годами.

Итак, 1958-1960-й годы – это своеобразная пристрелка, когда человек еще только начинал осваивать космос, когда была достигнута первая цель: запущен спутник. А следующей целью для человечества, а прежде всего для Советского союза и Соединенных Штатов Америки, единственных на тот момент космических держав, стала, естественно, Луна. В те годы соревнование шло по всем направлениям. И не удивительно, что Луна тоже стала тем объектом, который стремились первыми достигнуть и наши ученые и конструкторы, и, соответственно, американские коллеги.

Первая программа по исследованию Луны, разработанная в нашей стране, была обозначена как Е-1. (Обратите внимание: все наши лунные программы имеют буквенное обозначение «Е» и только различаются цифрами. Почему именно «Е», я сказать не могу. Это какая-то загадка. Когда мы разрабатывали межпланетные станции для исследования Венеры или Марса, они получали соответствующие буквенные обозначения: «В» и «М».)
Эта программа предполагала просто достижение поверхности Луны космическим аппаратом. Подобное сейчас, наверное, большинству из вас не кажется чем-то удивительным. Но в то время решение этой задачи, разработка средств, которые могли бы доставить аппарат к Луне, разработка системы управления, которая выбрала бы правильный курс для достижения этой цели, да и сам аппарат, - все это было очень и очень сложными техническими задачами.

Поэтому, когда стали конструировать первую станцию, естественно, учитывали два важных фактора. Первый – получение практического результата: и Луны достигнуть, и провести какие-то измерения, изучить окололунное пространство, а также пространство между Землей и Луной. Ну и второе, конечно, - победить в гонке с американцами. Холодная война, которая в те годы бушевала на нашей планете, в космических исследованиях, в космическом соревновании, проявлялась, наверное, наиболее ярко. Ярче этого, можно сказать, был только взрыв первой атомной бомбы, - в прямом и переносном смысле.

Станция, которая у нас разрабатывалась в рамках программы Е-1, была, конечно, относительно простой по современным меркам. Но, тем не менее, она могла выполнить все те задачи, которые на нее возлагали.
Станция вместе с последней ступенью ракеты-носителя весила полторы тонны. На долю непосредственно космического аппарата приходилось 300 килограммов. По большому счету, это были не такие уж и маленькие аппараты. Для сравнения – то, что создавали американцы в те годы, было на порядок легче. Но, в отличие от заокеанских коллег, мы могли позволить себе такую роскошь. Наши ракеты были значительно мощнее американских и отправка станции к Луне вполне была нам по силам.

Однако нельзя сказать, что это нам удалось сразу. Первую «пристрелку» мы сделали еще в сентябре 1958 года, когда попытались запустить первую свою лунную станцию. Но, к сожалению, тогда все закончилось аварией ракеты-носителя на этапе выведения.

Аналогичные попытки мы предпринимали и в октябре, и в декабре 1958 года. Но с тем же успехом. А вот первый пуск 1959 года, сразу же после новогодних праздников, оказался триумфальным – наша станция вышла в космос и полетела к Луне.
Фото Luca on Unsplash
Правда, без ложки дегтя и здесь не обошлось: система управления не смогла сработать должным образом, и в результате станция не попала на Луну, а прошла в 6000 километров от ее поверхности. Но вышла на орбиту вокруг Солнца! Конечно, это был успех. Пусть и не совсем тот, на который рассчитывали. Но, в общем-то, тогда появление первого рукотворного объекта на орбите вокруг Солнца было совершенно справедливо использовано как доказательство нашего превосходства над заокеанскими конкурентами. Этот спутник получил название «Мечта». Он, действительно, был первой искусственной планетой Солнечной системы. Надеюсь, что где-то в просторах космоса станция до сих пор летает, кружит вокруг нашего светила. Но, тем не менее, тогда задачу, которую на нее возлагали, выполнить не удалось.

Кстати, когда была запущена эта станция, ее окрестили не «Луной-1» (это название появилось гораздо позже), а «Первой Советской космической ракетой». И вот здесь - любопытная деталь. Пионеры космонавтики считали по-настоящему космическими полетами только те, которые проводились в направлении других планет. Спутники они рассматривали как вспомогательное средство, ни к чему никого не обязывающее. Планку понизили в середине XX века, когда стало ясно, что спутник мы запустить можем, а вот направиться к другим планетам – еще вопрос. Поэтому, когда нам удалось это сделать и направить наш аппарат в сторону Луны, конечно, его окрестили первой космической ракетой. А название «Луна-1» появилось уже в 1963 году, после запуска четвертой нашей лунной станции. Тогда решили ввести нумерацию для вновь запускаемых аппаратов, не забыв и предыдущие успешные пуски.

По поводу первого вымпела на Луне. Летом 1959 года была предпринята еще одна попытка достигнуть Луны. Однако она так же, как и первые три, закончилась аварией ракеты-носителя. И только шестая попытка, предпринятая 12 сентября 1959 года, увенчалась успехом. Через двое суток после старта станция «Луна-2» подлетела к Луне, упала (именно, упала) на ее поверхность и доставила наконец-то туда наш вымпел. Полагают, что он до сих пор лежит на поверхности Луны. Может быть, запорошенный лунной пылью. А может в своей первозданной красе. И символизирует достижения нашей науки и техники.

Итак, первую задачу, то есть, программу E-1, мы выполнили. Вторая задача, программа E-2, предполагала съемку обратной стороны Луны. Надеюсь, вы знаете, что Луна все время обращена к нам одной и той же стороной. То есть период обращения Луны вокруг Земли совпадает с периодом обращения вокруг собственной оси. Поэтому мы всегда видим только одну ее сторону. А вот что происходит на другой, было долгое время загадкой, пока в 1959 году не стартовала третья советская космическая станция, ныне известная как «Луна-3», с задачей сфотографировать обратную сторону Луны. Станцию вывели на сильно вытянутую эллиптическую орбиту, с которой она и выполнила свою задачу.

Я с самого начала говорил, что две великие космические державы, Советский Союз и США, в те годы соревновались по всем направлениям. Американцы для решения практически тех же задач, что и мы, разработали и пытались реализовать программу «Пионер». Это серия космических станций предназначалась для изучения межпланетного пространства, небесных тел, в том числе и Луны. Но они предполагали изучать небесные тела только с пролетной траектории. В отличие от нас, американцы не стремились попасть в диск Луны, а просто хотели побывать в ее окрестностях.

У них неудач оказалось гораздо больше, чем у нас за тот период. Из девяти пусков в 1958-1960 годы, в принципе, ни один нельзя признать полностью успешным. Шесть аварий носителя, два раза носитель не смог сообщить необходимую скорость, то есть не добрал до второй космической скорости. Аппараты вышли в космос, удалились на сто с лишним тысяч километров от Земли, а потом благополучно развернулись и сгорели в земной атмосфере. И только один корабль смог преодолеть земное притяжение, но прошел он в шестидесяти тысячах километров от поверхности Луны - это в десять раз дальше, чем прошла наша Луна-1. Но, тем не менее, опыт американцы приобрели и приступили к реализации следующих своих проектов, о чем пойдет речь дальше.


Автоматические межпланетные станции Е-1 Е-1А и Е-2

Рисунок Александра Шлядинского
А пока я упомяну еще парочку проектов, которые не были реализованы, но представляют определенный интерес с исторической точки зрения. Кроме полетов по программам Е-1, Е-2, Е-3, в нашей стране разрабатывалась и программа Е-4. Аналогичный проект А-119 был инициирован и в Соединенных Штатах Америки. Обе эти программы предполагали проведение ядерного взрыва на поверхности Луны. Тогда к атомной энергии относились немножечко проще, чем сегодня. Поэтому считали, что взорвать на поверхности Луны атомную бомбу - в этом ничего страшного нет. Зачем инициаторы этих проектов это хотели сделать? Им казалось, что, взорвав атомную бомбу, они продемонстрируют всему миру свою техническую и военную мощь, и, соответственно, превосходство над конкурентами.

Однако в процессе разработки, в результате расчетов стало понятно, что вряд ли кто-нибудь на Земле сможет увидеть этот атомный взрыв – на Луне нет атмосферы и выброшенное взрывом вещество будет разлетаться не так, как в земной атмосфере. И зафиксировать можно было бы, наверное, какую-то яркую мгновенную вспышку. Да и то, если знать, что она произойдет именно сейчас, и смотреть в этот момент на Луну. Если же не знать этого, то никто ничего не заметит. Поэтому от этого проекта достаточно быстро отказались и мы, и американцы.

Мы были в этом вопросе даже несколько впереди: если американцы остановили свои работы на этапе теоретических изысканий, то у нас был изготовлен макет ядерного устройства, которое предполагалось отправить к Луне. Не макет с ядерным зарядом, просто сама конструкция. Она до сих пор хранится в музее РКК «Энергия». На что она похожа? Вы, наверное, видели морские глубинные бомбы. Вот на нее и похожа, так же вся утыкана взрывателями, потому что неизвестно было, какой стороной он упадет на Луну…

И еще один проект, о котором я тоже хочу упомянуть, относится к тому же периоду, - проект «Фарсайд», который инициировали американцы. Его предложили еще в 1949 году. Предполагалось на первом этапе отработать методику запуска ракеты в окрестностях Земли, а на втором - перейти к запуску ракеты в сторону Луны. Сделать это предполагалось следующим образом. Многоступенчатая ракета помещалась в гондолу воздушного шара, он поднимался на высоту более 20 километров, и там происходил запуск двигателя. Ракета должна быть пробить оболочку шара и устремиться ввысь. Любопытная деталь: именно благодаря проекту «Фарсайд» космическая эра человечества началась 4 октября 1957 года.

Первоначально планировалось произвести запуск первого советского спутника 6 октября. Но в конце сентября Сергею Павловичу Королеву принесли перевод обзора американской прессы, где как раз и рассказывалось об этом проекте. И было указано, что в начале октября, предположительно, 3-го или 4-го, будет произведен пуск ракеты с воздушного шара. Королев прекрасно понимал, что это может быть не просто пуск. Реально было установить в головной части двигатель, который в верхней точке траектории включится и выведет полезную нагрузку на орбиту вокруг Земли. То есть был шанс, что американцы хоть так, хоть этак, но опередят нас.
Учитывая, что у нас работы всегда велись в секрете, Королев небезосновательно предполагал, что американцы тоже не все рассказывают своей прессе. Поэтому своим приказом он ускорил работу на космодроме, чтобы подготовить ракету к запуску еще до того, как американцы попытаются произвести эксперимент «Фарсайд». Вот поэтому 4 октября в 19 часов 28 минут с Байконура и была запущена наша легендарная «Семерка», которая вывела первый искусственный спутник Земли на орбиту вокруг нашей планеты.

А у американцев ни 3-го октября, ни 4 октября ничего не получилось: шар потерпел аварию, и никакой попытки запуска не было произведено. Работы по проекту продолжались еще некоторое, но все попытки были неудачными. И лишь в 1959 году у них что-то получилось. Тогда штатно сработали двигатели всех ступеней носителя, и удалось достигнуть высоты более 5000 километров. Но это уже было не столь интересно. К тому времени и СССР, и США уже запустили свои спутники. А приоритета в покорении Луны с помощью «Фарсайда» вряд ли удалось достигнуть. И американцы прекратили финансировать проект.

Но идея не умерла. Сейчас рассматриваются различные варианты воздушного старта, в том числе и с борта воздушного шара. Но большее распространение все-таки получают самолеты-носители. Впрочем, кто знает, может быть, когда-нибудь и вернутся к этим разработкам, но уже на новом технологическом уровне.

Переходим ко второму этапу изучения Луны. Это приблизительно 1961-1967 годы, я его условно обозначил «Подготовка пилотируемых миссий». Действительно, в те годы, особенно после полета Юрия Алексеевича Гагарина, следующей целью для ученых и конструкторов, стала Луна. И, опять же, мало было направить станцию к Луне, мало было ее достигнуть, даже мало было благополучно посадить станцию на ее поверхности. Уже важно было послать туда человека. Разработка таких проектов в нашей стране началась еще в 1961 году, приблизительно в тот же самый период, когда готовился гагаринский старт.

Этот проект получил наименование «Север». За основу взяли корабль «Восток», испытания которого как раз уже завершались. Но все прекрасно понимали, что на нем далеко не улететь. Поэтому предполагалось в рамках проекта «Север» разработать еще и разгонный блок для того, чтобы послать корабль к Луне. В то время это было достаточно сложно, да и ракеты, которая вывела бы эту многотонную конструкцию даже на орбиту вокруг Земли, еще не существовало. Поэтому предлагалась многопусковая схема – отдельными запусками вывести на орбиту пять разгонных блоков с топливом, состыковать их, пристыковать к ним корабль с экипажем, и всю эту конструкцию отправить к Луне.

Проект Север. Связка разгонных блоков с кораблем

Рисунок
Александра Шлядинского
По мере выработки топлива должна была происходить отстыковка разгонных блоков. Сначала отпадал один, потом второй, потом третий. И непосредственно к Луне подлетела бы связка «космический аппарат + один разгонный блок». Последний разгонный блок обеспечивал выход корабля на орбиту вокруг Луны и последующие возвращения к Земле.

Но этот проект особого развития не получил из-за очень сложной технической реализации. Понимаете, состыковать всю эту конструкцию, когда еще не была отработана технология стыковки даже на околоземной орбите, было очень сложно. Поэтому конструкторы прекрасно понимали нереализуемость на тот момент этой системы. Но это был только первый шаг, который в любом случае надо было седлать.

А вот в 1962 году родился новый проект. Его обозначили как «7К-9К-11К». Из предыдущего проекта здесь остался только космический корабль, но в измененном виде. Дальше предполагалась разработка еще двух элементов. 9К - это разгонный блок, 11К - это корабль-заправщик. Схема была следующая. Сначала на орбиту выводился разгонный блок, затем запускался корабль-заправщик, он переливает топливо в разгонный блок, потом еще один, который тоже заполнял разгонный блок. Предполагалось три таких запуска. После этого запускался пилотируемый корабль, который стыковался с разгонным блоком, и вот именно эта связка направлялась к Луне. Многие рассматривают разработку этой системы как своеобразный ответ на те работы, которые уже вели американцы в рамках программы «Аполлон».

В те годы проявилась очень сильная рассогласованность действий наших ракетно-космических предприятий. Проект «7К-9К-11К» был разработан под руководством Королева в ОКБ-1. Но в те годы набирал силу и другой конструктор ракетно-космической техники, Челомей. Пользуясь своей близостью к верхам, к руководству страны и партии, он протолкнул свой вариант лунной программы, которая предполагала практически те же самые работы, но на той технике, которую разрабатывали в конструкторском бюро Челомея. И после того, как он получил такую поддержку, проект «7К-9К-11К» был фактически закрыт. От него остался только космический корабль. Этот корабль сейчас известен как корабль «Союз». Его неоднократно модернизировали, усовершенствовали для различных целей. Но основа именно та, которую в 1962 году предложил Королев.
Корабль 7К

Рисунок
Александра
Шлядинского
Основой для реализации любого варианта наших лунных планов был носитель. В ОКБ-1 создавалась ракета Н-1. Причем не нужно забывать, что Луна была только одной из межпланетных целей нашей космонавтики. Мы никогда не забывали про Марс.

Эту ракету часто называют «Царь-ракета». Злые языки даже сравнивают ее с другими артефактами: с царь-пушкой, которая никогда не стреляла, с царь-колоколом, который никогда не звонил. И Н-1, царь-ракета, которая так и не достигла космоса.

Тем не менее, эта ракета представляет не только исторический интерес, но и практический, потому что многие технические решения, которые были приняты тогда, при создании этой ракеты, не пропали даром, впоследствии использовались в других проектах. Кое-какие наработки есть и сейчас. Даже тот же самый Илон Маск, о котором много сейчас говорят, в своей сверхтяжелой ракете использует огромное количество двигателей, как это было предусмотрено в Н-1. Но Н-1 так и не смогли мы в те годы научить летать, а Маску с первого раза удалось его сверхтяжелую ракету запустить.

Первые наметки Н-1 появились еще в 1960 году, когда была принята советская семилетняя программа освоения космоса. Ну а потом было принято еще несколько постановлений правительства, где был прописан план-график работ и была создана кооперация. То есть были обозначены те предприятия, которые должны были выполнять эти работы. По первоначальным планам ракета должна была впервые стартовать еще в 1964 году. Но как я уже сказал, после того, как произошла переориентация наших лунных интересов, от Королева многие работы были переданы Челомею. Конечно, и работы по ракете Н-1 тоже несколько затормозились, и начало летных испытаний сдвинулось сначала на 1966-1967 годы, а потом, как оказалось на практике, и дальше.
Ракета-носитель Н-1

Рисунок Александра Шлядинского

Ракета Н-1 могла выводить на околоземную орбиту без малого 100 тонн. Это как раз та масса, которая необходима для того, чтобы за один пуск решить программу высадки на Луну. Американцы при разработке своей ракеты использовали несколько большие параметры, однако 100 тонн и одного человека на Луну мы высадить могли. И вот этот комплекс разрабатывался как раз на основе Н-1, параллельно с другими программами, с другими элементами, и, конечно, он имел право на жизнь, имел возможность успеха, но вот что получилось, то и получилось.

Кроме Н-1 разрабатывались и другие ракеты. Челомей предложил для реализации лунной программы ракету «УР-700», а для марсианской экспедиции – ракету «УР-900». И, соответственно, он предложил лунный посадочный модуль для того, чтобы доставить нашего космонавта на поверхность Луны.

Был еще один проект главного конструктора Михаила Кузьмича Янгеля. Он тоже предложил свои ракеты Р-56 в двух вариантах. Но, в конце концов, от всех этих проектов, от всех этих предложений осталась только их какая-то часть, потому что в 1964 году мы наконец-то приняли свою лунную программу, где четко прописали, кто чем занимается и в какие сроки.

Этот длительный период неразберихи сказался отрицательно на наших планах и на нашей работе. Даже после того, как вышло постановление правительства о координации работ, еще полтора года главные конструкторы утрясали между собой различные аспекты этой работы. И как вот результат - мы не смогли высадить нашего человека на Луне.

Но! Пока мы работали над высадкой человека, другое конструкторское бюро – сначала группа в составе королевского КБ, потом работы передали в другое КБ, - занималась проблемами отправки автоматических станций на Луну. В общем-то, отправлять человека для того, чтобы он тут же высаживался на Луну, было довольно опасно, поэтому многие элементы необходимо было отработать на беспилотной технике.

Один элемент – это мягкая посадка. Как посадить космический аппарат на Луну? Для этого мы реализовывали программу Е-6, в рамках которой учились сажать на Луну автоматы. Отработку методики мягкой посадки мы начали еще в 1963 году, когда предприняли первую попытку запустить станцию Е-6 в сторону Луны. Но первые пуски оказались, прямо скажем, провальными. Либо ракеты терпели аварию, либо не удавалось обеспечить срабатывание разгонного блока, то есть перевести космический аппарат с орбиты Земли на траекторию полета к Луне. Только один из первых семи пусков оказался более-менее удачным, когда станция «Луна-4» вышла на орбиту Земли, успешно стартовала в сторону Луны… но прошла мимо ночного светила из-за сбоя системы управления. Кстати, начиная с этой станции, наши лунники и стали обозначаться как «Луны». И о первых трех наших космических ракетах вспомнили и тоже их переименовали.

Автоматическая межпланетная станция типа Е-6.
Перелетный модуль

Рисунок Александра Шлядинского

В 1965 году запустили пять станций. Да, решить задачу мы не смогли, но фактически каждые два месяца что-то запускалось в сторону нашего естественного спутника. Когда сегодня говорят о том, что мы запустим наш следующий космический аппарат в сторону Луны в 2020 году или 2021-м, меня это как-то коробит. Все-таки осваивать космическое пространство с такими интервалами – так результата особого не достигнешь. Тут нужны регулярность, настойчивость, упорство.

А в 60-е мы с завидным упорством шли к своей цели. И наконец 31 января 1966 года стартовала станция, которая и смогла выполнить задачу, которая на нее и была возложена. Первая в мире, она совершила мягкую посадку на поверхность Луны. И доставила вымпелы на поверхность. Но они не лежат там, в грунте: они закреплены на корпусе этой станции. Надеюсь, что эта станция еще тоже как памятник находится на лунной поверхности. Когда-нибудь мы сможем ее увидеть уже вблизи.
Станция Луна-9 на Луне

Рисунок Александра Шлядинского

Вторая задача, которая решалась в те годы с помощью беспилотных аппаратов, - выход на орбиту вокруг Луны. Это тоже был один из элементов пилотируемой программы. Но здесь неудачных попыток оказалось меньше: наша страна сделала только один неудачный пуск, не смогла перевести станцию на траекторию полета к Луне в 1966 году. Но меньше, чем через месяц, повторили попытку и впервые в мире вывели аппарат на селеноцентрическую орбиту. Это произошло в начале апреля 1966 года.

После этого еще две станции тоже были выведены на орбиту вокруг Луны и проводили съемку лунной поверхности. Одной из их задач был как раз выбор места посадки будущих пилотируемых экспедиций…

Селеноцентрическая орбита – воображаемая линия, по которой космический аппарат движется вокруг Луны.

Станция Луна-10

Рисунок Александра Шлядинского

А теперь давайте перенесемся на другую сторону океана - в Америку. Параллельно с тем, как мы разрабатывали свою лунную пилотируемую программу, подобным занимались и американцы. Эта программа сейчас известна как «Аполлон». Она родилась еще в конце 1950-х годов как предложение по отправке человека на Луну. Свое название она получила с легкой руки одного из руководителей NASA (американского космического агентства) Эйба Сильверстейна. Программа предусматривала разработку технических средств, необходимых для высадки двух астронавтов на поверхность Луны. Наверное, программа эта еще бы долго находилась в состоянии предложений, если бы не полет Юрия Гагарина.

Проиграв в гонках за первый спутник, за первого человека в космосе, конечно, американцы хотели расквитаться с нами. И 25 мая 1961 года, через полтора месяца после полета Гагарина, Президент США Джон Кеннеди, выступая в Конгрессе, провозгласил национальной целью Соединенных Штатов высадку человека на Луне до конца текущего десятилетия, то есть, до конца 1960-х годов. Это выступление, конечно, стало тем спусковым крючком, который значительно ускорил темпы разработки американской программы, серьезно увеличил финансирование космических исследований. В Америке и так немало средств выделяли на космос, а после этого – еще больше. Вот как раз после этого и началась интенсивная разработка ракеты-носителя «Сатурн» и разработка самого корабля «Аполлон».

Стоит отметить, что работы и по ракете «Сатурн», и программе «Аполлон» в целом были поручены Вернеру фон Брауну - немецкому инженеру, который после окончания Второй мировой войны оказался в США, долго находился на вторых ролях в американской ракетно-космической программе, но никогда не забывал о своих идеях в освоении космоса. И когда представилась возможность, он оказался тем лидером, который возглавил пилотируемую программу Америки. Надо сказать, что, конечно, его напор, как в свое время энергия Сергея Павловича Королева, значительно помог американцам выполнить свою лунную программу. Если бы Королев в 1966 году не умер, то в конце 1960-х годов развернулось бы очень интересное соревнование не только двух стран, не только двух систем, не только двух научно-технических школ, но и двух людей - Сергея Павловича Королева и Вернера фон Брауна. После смерти Королева у фон Брауна уже не было достойного конкурента, и он в этом соревновании победил.

«Сатурн-5» - эта ракета по своей мощности тоже относится к классу сверхтяжелых. На нашу Н-1 она мало похожа. Она отличалась от нее и по своим внешним очертаниям, и по числу двигателей. Если на нашей стояло три десятка на первой ступени, то здесь всего их было пять. И выводить она на орбиту могла несколько больше, чем наша Н-1. Рекордный полет «Сатурн-5» произошел тогда, когда при запуске корабля «Аполлон» на орбиту было выведено более 140 тонн полезной нагрузки. До сего момента эта цифра остается рекордом.

Что и говорить, «Сатурн-5» оказался очень удачной ракетой. До того, как ее стали использовать для запусков пилотируемых космических кораблей, потребовалось всего лишь два испытательных пуска - в 1967 и 1968 годах. Она отлетала в этих пусках великолепно, и после этого уже все остальные запуски производились, когда на борту кораблей находились люди. Это один из редчайших случаев, когда новая ракета настолько сложная, но все запуски окончились положительно. Я, честно говоря, не помню других таких аналогов.

Естественно, прежде чем приступить к реализации программы «Аполлон», то есть к пилотируемым миссиям на поверхность Луны, американцы тоже отрабатывали элементы конструкции в рамках других программ. Пилотируемый корабль они создали в рамках программы «Джемини».
Фото Ganapathy Kumar on Unsplash
Многие ее рассматривают как программу-продолжение проекта «Меркурий», а другие - как начало программы «Аполлон», потому что такие элементы, как, например, стыковка двух космических аппаратов на орбите, выходы космонавтов в открытый космос, отрабатывались именно в рамках полета кораблей «Джемини». Всего их состоялось двенадцать. Два беспилотных: один - по орбите Земли, другой – суборбитальный полет (когда ракета стартует, на орбиту не выходит, а просто возвращается обратно на Землю, достигнув значительной высоты).

А десять полетов прошли в пилотируемом режиме. Первый полет состоялся в марте 1965 года, корабль стартовал через пять дней после того, как состоялся полет «Восхода-2», запущенного в нашей стране с первым в мире выходом человека в открытый космос. Но полет «Джемини-3» был чисто испытательным полетом, там не предполагалось проведения каких-либо экспериментов. Задачей было отработать конструкцию ракеты, систем жизнеобеспечения, связи и всех прочих бортовых систем. А вот уже через три месяца они запустили «Джемини-4» и повторили то, что мы сделали в марте 1965 года, то есть американский астронавт вышел в открытый космос. Это тоже одно из тех соревнований за приоритет, в котором столкнулись интересы сверхдержав.

Остальные полеты с тем или иным успехом проводились в течение второй половины 1965 года и всего 1966 года. Астронавты множество раз выходили в открытый космос, пытались стыковаться с другими космическими аппаратами, несколько раз им это удалось. Это была программа, где отрабатывались многие элементы будущих межпланетных миссий. В частности, когда удавалось провести стыковку с беспилотным космическим кораблем. Это была не просто одноразовая стыковка. Астронавты учились это делать, поэтому, состыковавшись один раз, они затем повторяли эту операцию многократно. При полете «Джемини-11» операции стыковки-расстыковки командир Чарльз Конрад выполнил семь раз, а Ричард Гордон – четыре. Одиннадцать стыковок во время одного полета – это заслуживает внимания, особенно в то время.

Когда программа «Джемини» близилась к завершению, корабль «Аполлон» еще не был готов. Поэтому один из инженеров NASA Джеймса Чемберлена предложил использовать для облета Луны тот же корабль «Джемини», немного модернизировав его, оснастив некоторыми другими системами. О высадке он тоже говорил, но как о некоем будущем. Основным аргументом Джеймса Чемберлена была значительная экономия средств.

Если производить облет Луны с помощью корабля «Джемини» - обозначение «Джемини Б», - получалось, что эта программа окажется чуть ли не в двадцать раз дешевле, чем программа «Аполлон». Чемберлен, наверное, неправильную аргументацию выбрал для проталкивания своего проекта, потому что ракетно-промышленный комплекс был заинтересован в получении дорогих заказов. И, конечно, недоброжелатели всеми силами постарались, чтобы этот проект так и остался в истории, и до его реализации не дошло…

Кроме программы «Джемини», в те же годы было реализовано еще три программы в США. Первая - программа «Рейнджер». По своей сути она повторяла то, что мы сделали еще в 1959 году своей «Луной-2», то есть, предполагалось попадание космического аппарата в лунный диск. Единственная, правда, разница была, в том, что если мы просто отметились, попав в лунный диск, то американцы предполагали проводить съемку лунной поверхности в процессе сближения с небесным телом. Причем начинали они эту съемку на высоте в несколько сот километров, а самый последний снимок должен был делаться с высоты 30 метров.

Не все гладко в этой программе шло. Всего состоялось девять пусков. Шесть были неудачными. Даже если удавалось достигнуть Луны, то происходил отказ телевизионной системы. А вот три последних старта, которые состоялись в 1964 и 1965 годах - «Рейнджер-7», «Рейнджер-8», «Рейнджер-9» - были полностью успешными. Была проведена фотосъемка, причем все эти снимки были переданы на Землю, даже самый последний, который производил съемку чуть ли не за мгновение до столкновения с твердью.

«Рейнджер-7» передал более четырех тысяч фотографий на Землю, а «Рейнджер-8» и «Рейнджер-9» - около семи тысяч. Конечно, американцы получили очень ценную информацию о лунном ландшафте, о том, что вообще может ожидать космонавтов, когда они будут высаживаться. То есть, они рассмотрели все эти валуны, все эти ямки, маленькие кратеры, то, что не видно с большой высоты. Все это существенно помогло им в будущем.
Вторая программа носила название «Лунар Орбитер». Она предполагала проведение фотосъемки с селеноцентрической орбиты. Первая цель – это выбор мест будущих посадок для кораблей «Аполлон».
Фото Zoltan Tasi
on Unsplash

Напомню, в те годы не все станции выполняли свои задачи. Космическая техника частенько подводила своих создателей. Тот же «Рейнджер»: из девяти станций только три выполнили свои задачу. Поэтому, когда создавались аппараты для «Лунар Орбитер», американцы тоже сделали их с запасом. Пять штук (мало ли, что-то откажет), чтобы с гарантией выполнить поставленную задачу. Но все пять полетов оказались успешными. Поэтому уже когда отправляли в космос четвертый аппарат, ему несколько изменили задачу: он должен был не выбирать места посадки «Аполлона» (они уже были выбраны), а проводить последовательное картографирование всей лунной поверхности. И они это сделали с помощью четвертого и пятого аппаратов. И вот когда мы в 1966 году запустили на окололунную орбиту «Луну-10», у нас потом был выпущен большой альбом с лунными фотографиями - практически с полной картой Луны.

Американцы тоже в те годы выпустили аналогичный альбом. Могу сказать, что, конечно, качество этих фотографий было впечатляющее, гораздо лучше, чем у нас. И неудивительно, поскольку на аппаратах «Лунар Орбитер» стояли телескопы, которые американскому национальному космическому агентству, то есть, гражданскому ведомству, предоставила разведка США. Те, которые оказались лишними в разведывательной программе «Корона». В результате удалось получить высококачественные снимки лунной поверхности. Насколько мне известно, впоследствии и нам были переданы многие из этих фотографий, и мы их использовали при выборе мест посадки наших автоматических станций.

Еще одна программа, которую реализовывали американцы в те годы, - «Сервейер». Это мягкая посадка на поверхность Луны. Было запущено семь станций. Из семи посадок пять были полностью успешными, одна станция разбилась, еще одна прилунилась, но связь с ней была тут же потеряна. Да и произошло это чуть позже, чем это сделали мы.

А теперь поговорим о программе «Аполлон». Пилотируемый период этой программы начался с трагедии. 27 января 1967 года при наземных испытаниях на космодроме на мысе Канаверал в кабине космического корабля, где тренировались трое астронавтов, Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт, Роджер Чаффи, произошел пожар. Огонь распространился стремительно, спасательные команды не успели что-либо сделать. В результате три астронавта погибли.

Это трагедия несколько затормозила работы по программе «Аполлон». Но, тем не менее, они не остановились, их просто отложили, и вместо 1967 года первый полет к Луне состоялся в декабре 1968 года. Трое астронавтов корабля «Аполлон-8», Джеймс Ловелл, Фрэнк Борман и Уильям Андерсон, впервые в истории космонавтики оказались в окрестностях Луны. Они успешно вышли на орбиту вокруг Луны, совершили десять витков вокруг нашего спутника, а потом благополучно возвратились на Землю.

Этот полет, конечно, был очень эмоциональный. Я вот помню свои впечатления, в ту пору школьника, привыкшего к тому, что все основные достижения в космосе принадлежат нашей стране. А тут, когда я услышал, что американцы стартовали в сторону Луны, был эмоциональный шок: как это так, американцы нас опережают?! Этот шок, наверное, многое изменил и много чему меня научил…

Следующие два полета девятого и десятого «Аполлонов» были испытательными. Проверялась лунная кабина во время полета «Аполлона-9» по орбите вокруг Земли. «Аполлон-10» уже летал к Луне, и там испытывалась лунная кабина в свободном полете. Причем был момент, когда бортовые системы вышли из строя, и только хладнокровие командира экипажа, Томаса Стаффорда, спасло и его, и пилота лунной кабины Юджина Сернана, от падения на Луну. Но, тем не менее, все испытания были признаны успешными, они открыли путь к совершению пилотируемого полета «Аполлон-11» на Луну с высадкой.

Состоялся он в июле 1969 года. Это. В составе команды были Нейл Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин Олдрин. Двое из них высадились на поверхность Луны - Армстронг и Олдрин. Я предполагаю, что обязательно прозвучит вопрос: а правда ли, что американцы были на Луне? Предваряя его, я скажу: были! Не буду приводить никаких аргументов: ни о том же флаге, который развевается, хотя на Луне нет атмосферы (это с точки зрения физики объясняется очень просто), ни об отсутствии на фотоснимках звезд на звездном небе… А вся аргументация сторонников «теории заговора», что, мол, нас очень хорошо надули в свое время… Это неправда.
Американцы, действительно, были на Луне. В СССР следили за этим полетом, причем получали информацию не из павильонов Голливуда, а с поверхности Луны. Мы проверяли это все не один раз. Да, мы пока не были там - вот это, наверное, самое обидное. Поэтому такая теория и живучая.

После того, как состоялась первая высадка, американцы еще пять раз высаживались на поверхность Луны.

В апреле 1970 года к Луне был запущен «Аполлон-13». Эта миссия оказалась неудачной - в том плане, что не удалось осуществить основную цель, а именно высадиться на лунную поверхность. А с другой стороны, она продемонстрировала надежность техники, которую создали для полетов людей. Взрыв на борту, который произошел на удалении 300 тысяч километров от Земли, и то, что американцы потом все-таки обогнули Луну и вернулись на Землю, пусть замерзая из-за выхода из строя большинства бортовых систем, но они вернулись, живыми! Вот это, наверное, самое главное.

То, что произошла неудача, заставило несколько скорректировать сроки новых полетов по программе «Аполлон». Следующий состоялся не осенью 1970 года, как планировалось, а в самом начале 1971 года. Эта экспедиция «Апполона-14» была удачной. Она позволила американцам совершить еще три полета на Луну, то есть всего американцы высаживались на поверхность Луны шесть раз. Если бы, не дай бог, что-то сорвалось во время полета «Аполлона-14», то все последующие пуски, вероятнее всего, не состоялись бы. А так космонавты отработали прекрасно, техника не подвела.

В результате три последних полета - «Аполлон-15», «Аполлон-16» и «Аполлон-17», - были совершены не просто для достижения какого-то приоритета, не для того, чтобы поставить очередной американский флаг на поверхности Луны. Это были полноценные научные экспедиции. Каждая из них продолжалась 72 часа - это только время пребывания на поверхности Луны.

Американцы во время этих трех экспедиций использовали роверы. У нас уже был в то время автоматический луноход, а этот ровер – это тележка, которой управляли астронавты, предназначенная для передвижения по поверхности Луны. Это позволило изучить значительно больший район по площади, нежели в предыдущих экспедициях. Во время этих экспедиций с борта командного модуля, который оставался на орбите, запускались исследовательские спутники, во время этих экспедиций при возвращении на Землю американские астронавты выходили в открытый космос на огромном расстоянии, более 300 тысяч километров от Земли. Это жесткое космическое излучение, - совершенно не те условия, которые испытывают астронавты в открытом космосе близ Земли.
Но сначала планировалось, что программа «Аполлон» и дальше продолжится, еще как минимум три миссии, а потом начнется строительство лунной базы и все прочее. Но, к сожалению, мы не поддержали это лунное соревнование. А американцы, в свою очередь, вполне логично решили, что если они уже первыми побывали на Луне, а Советский Союз не запускает туда своих космонавтов, то к чему расходовать средства и организовывать новые экспедиции, к чему строить новые базы, когда есть другие задачи? Поэтому от продолжения программы «Аполлон» они отказались. Но приблизительно в то же время мы окончательно закрыли свою лунную программу, тоже сориентировавшись на программах орбитальных станций и создании многоразового корабля.

Но, тем не менее, когда американские астронавты летали на Луну, мы как минимум совершили тоже два тоже эпохальных достижения в отношении исследования нашего естественного спутника. Первое – полет станции «Луна-16», так называемого лунного геолога. Станция совершила мягкую посадку на поверхность Луны, затем с помощью специального бура был произведен забор лунного грунта, его погрузили в возвращаемую ракету и направили ее к Земле. Подобные полеты мы совершили дважды: в 1973 и 1976 годах. Трижды мы доставляли лунный грунт, да, чуть попозже, чем американцы, но мы тоже имеем в своем распоряжении эти частицы, которые изучали наши ученые.

Фото v2osk on Unsplash
Автоматическая межпланетная станция Луна-16 (Лунный геолог)

Рисунок Александра Шлядинского
Особенно интересно было сравнение с тем лунным грунтом, который мы получили от американцев. Кстати, мы их специалистам тоже давали наши образцы. Сравнительный анализ позволил многое определить по структуре, строению Луны, по тем минералам, которые в ней находятся. Это вот было тоже важное достижение, тем более что мы лунный грунт получили, в отличие от американцев, с помощью автоматических средств. Это одно из тех достижений, где мы были первыми.

Также мы первыми были и в луноходе. Станция «Луна 17» впервые доставила «Луноход-1» на поверхность Луны 17 ноября 1970 года. Это очень важное достижение, потому что кроме «Лунохода-1» и «Лунохода-2», наших советских аппаратов, на поверхности Луны были три американских ровера, но это совершенно другие устройства, которые управляются людьми, они не могут работать в автоматическом режиме. И был еще китайский аппарат «Юйту». История автоматических самоходных устройств, двигавшихся по поверхности Луны, пока этим заканчивается.

В январе 2019 года китайцы доставили на поверхность Луны луноход «Юйту-2».
Посадочная ступень станции
Луна-17 с Луноходом-1

Рисунок Александра Шлядинского

Что сейчас с «Луноходом-1»? Он просто стоит на поверхности Луны как памятник. Ресурс его службы закончился. Когда будем летать туда регулярно, когда будем исследовать поверхность Луны, наверное, там табличку поставим, может, еще что-то. А пока он ждет своего часа, чтобы стать объектом поклонения туристов.

После 1976 года, когда отлетала наша станция «Луна-24», наступило относительное затишье в изучении Луны. Ни мы станций не запускали, ни американцы. И другие страны тоже. Не было ни одного запуска. Лишь в 1990 году, это когда немного возродился интерес, состоялся запуск японской лунной станции «Хитэн». Но задача этого полета предусматривала изучение только окололунного пространства. Станция работала около года, летала вокруг Луны приблизительно три года, а потом, в конце концов, упала на ее поверхность.
В 1990-е – начале 2000-х годов состоялось лишь четыре полета к Луне. Аппарат «Клементина», разработанный военно-морским флотом США, предполагал картографирование Луны. Самое интересное его достижение: впервые были обнаружены большие запасы льда под лунной поверхностью в районе южного полюса. И об этом сейчас очень много пишут и говорят, потому что, действительно, если на Луне есть запасы воды или льда, неважно, в каком виде, это существенно облегчит, конечно, и создание лунной базы, и существенно поможет при отправке космических кораблей к другим планетам. То есть не придется все везти с Земли – кое-что можно будет взять и на Луне. А Луна – это хороший космодром подскока.

Еще один американский аппарат «Лунар Проспектор», запущенный в те годы, предполагал изучение химического грунта Луны. Европейский аппарат «Смарт-1» - это отработка технологий для будущих пилотируемых миссий. Вот все, что можно сказать о том периоде, который я обозначил как «возрождение интереса». Легкое возрождение интереса, всего лишь четыре полета.

Ну а сегодня мы начали готовиться к возвращению на Луну. Именно готовиться. Потому что на данный момент надо очень осторожно говорить о том, что мы можем назвать сроки, когда туда вернемся. Я не рискну говорить ни о сроках, ни о задачах, которые будут решаться.

Пока ведущие космические державы только приступают к формированию своих лунных планов. Единственная комплексная программа, которая есть, - у китайцев. Ее они приняли в начале 2000-х годов. И не спеша ее реализуют.

На данный момент состоялись полеты пяти китайских космических аппаратов с выходом на орбиту вокруг Луны, с посадкой на ее поверхность, с доставкой лунохода, с облетом Луны и возвращением на Землю. Все эти элементы – то, что и мы, и американцы, сделали в 1960-е годы. Но китайцы никогда не скрывали, что они хотят сначала освоить технологии, которые уже пройдены другими космическими державами. И лишь потом приступать к новым проектам.

И они уже это делают. Последняя китайская автоматическая станция, запущенная совсем недавно, 20 мая 2018 года, сейчас находится в точке Лагранжа L2. В этой точке уравновешиваются силы притяжения Земли, Солнца и Луны, и не требуется значительного расхода топлива, чтобы в ней находится. Кроме того, станция постоянно находится в зоне радиовидимости с Земли.

Станцию эту вывели в эту точку для того, чтобы обеспечить посадку на обратную сторону Луны. Китайцы собираются сделать это впервые в мире. На обратной стороне Луны еще никто не был: ни люди, ни автоматические аппараты. А китайцы собираются это сделать, и этот аппарат предназначен как раз для того, чтобы обеспечить постоянную, непрерывную связь между лунной поверхностью и Землей, и контролировать этот эксперимент. Если китайцам это удастся сделать, то это будет очень и очень интересно.

Дальнейшая китайская лунная программа, к сожалению, покрыта мраком. Никто не знает, что у них в головах, что они предполагают делать дальше. Потому что, если раньше китайцы проходили уже сделанное, то есть повторяли достижения Советского Союза и Соединенных Штатов Америки, то сейчас они перешли на тот этап, когда создают что-то свое. Сейчас информации о китайских разработках космических крайне мало, и это касается не только лунной программы – это касается и пилотируемых полетов, и запуска метеорологических спутников, спутников дистанционного зондирования Земли и всех прочих гражданских аппаратов. Про военные запуски я вообще не говорю. То есть, китайцы, действительно, стали одной из ведущих космических держав. И есть предположение, что продолжение китайской лунной программы – высадка космонавта на поверхности Луны. Будем считать, что это так и есть.
Кроме полетов китайских станций, в XXI веке состоялось еще несколько научных миссий к Луне. Их провели и японцы, и индийцы, и американцы. Участие России во всех этих проектах ограничивается только единичными приборами на борту. Мы о них, естественно, помним, но все остальные о них уже благополучно забыли.
В 2010-х годах была интересная программа «Google Lunar X-prize», в которой частным компаниям предлагалось отправить на Луну луноход, преодолеть там небольшое расстояние, обеспечить отправку на Землю качественных снимков и видеоизображения. Но в заданные сроки (конец 2017 года) никто не уложился, хотя некоторые компании все-таки предполагают в 2019-2020 годах с помощью космических держав отправить эти аппараты на Луну.

Теперь давайте поговорим о том, ради чего, в общем-то, мы сегодня и собрались. А именно о причинах, почему мы, люди, должны вернуться на Луну.

Первая причина: Луна представляет из себя уникальный испытательный полигон для новой космической техники. Конечно, мы Луной никогда не ограничимся, мы потом полетим и на Марс, и на астероиды, и на спутники крупных планет. Но для того, чтобы разработать технику, на которой мы сможем туда улететь, и, главное, испытать эту технику, нужны соответствующие условия. На Земле их создать сложно, на Луне – гораздо проще.

Вторая причина: Луна – великолепная научная база. Лаборатории для проведения уникальный исследований, обсерватории для наблюдением за глубинами Вселенной –представить, как их сделать на Земле очень сложно. А вот на Луне все это можно, и это было бы очень полезно для науки и техники.

Третья причина: надо все-таки понимать, что рано или поздно ресурсы Земли будут исчерпаны, надо будет искать ресурсы на других небесных телах. Много говорят об астероидах, но до них еще долететь надо, а Луна – вот она, под боком. Поэтому, наверное, ее стоит рассматривать как один из возможных источников природных ресурсов. Каких именно – не рискну сказать. Нужно туда слетать, произвести геологические исследования, и после этого только уже решать, что мы там будем добывать и что будем доставлять на Землю.

В 2019 году в космос был запущен космический аппарат «Берешит», созданный энтузиастами из Израиля. Правда, мягко посадить его на Луну не удалось.
Фото Michael Wordenon Unsplash
Напомню, сегодняшний разговор я начал с того, что человечество всегда стремилось расширить ареал своего обитания: Луна – это новая территория. Людей на Земле становится все больше и больше. Конечно, нужно думать о том, чтобы осваивать не только земные территории, но и территории других планет. Это четвертая причина: Луна тоже станет первой внеземной территорией, которую человечество будет осваивать, чтобы выжить.

Ну и, наконец, пятая причина, по которой мы должны лететь. Кто только из поэтов, писателей, художников, глядя на Луну, не создавал шедевры? Даже Ван Гог! Это источник вдохновения. Уверен, Луна вдохновит еще многих людей на новые творения.

Несколько слов о планах. В нашей стране принята трехэтапная лунная программа. Первый этап – это с текущего момента до 2025 года, когда мы будем отрабатывать технологии, создавать корабль «Федерация», производить беспилотные облеты Луны, изучать небесное тело с помощью автоматических станций. То есть создавать задел на будущее.

На втором этапе, с 2025 по 2035 год, уже будем непосредственно на Луне отрабатывать всю эту технику, создавать основу для будущей научной станции. Ну и после 2035 года, на третьем этапе, будет завершено строительство этой станции и начнутся регулярные полеты на Луну.
Нереализованный проект лунной станции Звезда

Рисунок Александра Шлядинского

Но пока мы можем позволить себе только беспилотные миссии. Увы, мы в течение многих лет все откладываем и откладываем наши лунные устремления. А жаль! Но, к сожалению, это отражает состояние нашей отрасли и вообще состояние дел в нашей стране.

Правда, есть еще проект окололунной станции, которую предложили американцы и предложили участвовать всем странам, которые сейчас занимаются работой на Международной космической станцией. В том числе и России. Работу этой станции американцы намерены обеспечить с помощью создаваемого ими корабля «Орион». И на Луну они намерены на нем летать.
Но мы обязательно вернемся на Луну. Я помню, как 20 июля 1969 года, через несколько минут после того, как сообщили об успешной высадке американцев на Луну, вышел на улицу и посмотрел на наше светило. Я думаю, что в тот момент миллионы людей делали то же самое по всей Земле. Не то, чтобы кто-то хотел рассмотреть в вышине маленькую точку - лунную кабину с двумя космонавтами. Но вот само ощущение сопричастности к историческому свершению, что там сейчас находятся люди, очень волновало.

Еще пять раз после этого я смотрел на Луну, когда там были космонавты. И сегодня моя цель – дожить до того момента, когда состоится следующая высадка человека на Луну. Очень хочу!
И надеюсь, что удастся.
Читайте также
больше полезных статей по этой теме:
Игра на музыкальном инструменте задействует почти все области мозга одновременно, и вдобавок повышает активность мозолистого тела, выполняющего роль своеобразного моста между полушариями. Образно говоря то, что происходит во время игры у музыканта в голове напоминает фейерверк!

В 2019 году случилось неординарное событие: была открыта первая межзвездная комета. Она пролетела через Солнечную систему и отправилась по своим делам дальше.

Воспроизведение любых материалов сайта на других интернет-ресурсах разрешается при обязательном указании источника в формате гиперссылки: rosprioritet.ru
Опубликовать материал
в интернет-журнале «‎Национальные ценности»