Карл РЕНДЕЛЬ
Морские волки «сухопутных крейсеров»
Цензура военного времени «запрещала» бронепоезда
Краснознаменный Балтийский флот

Старшина 2-й статьи А. ДУДИНКО
«Ленинградская правда» 1941-1945 гг.
Дата публикации: 07 февраля 2025
В боевых приказах и фронтовых сводках название бронепоезда «Балтиец» упоминалось часто. Но моряки придумали своему «сухопутному крейсеру», сумевшему даже в короткий срок нагнать страху на фашистов, имя — «Борис Петрович». А старенький паровоз марки ОВ № 431 получил ласковое прозвище «Челита».

«Борис Петрович» рвется в бой

«Борис Петрович» появился на свет в июле 1941‑го благодаря рабочим и инженерам железнодорожного депо Ленинград-Варшавский, Ижорского завода и артиллерийским мастерам форта «Красная Горка». А вот «Челиту» краснофлотец Михаил Смушко сумел угнать из‑под носа у гитлеровцев во время отступления наших войск из Риги. В броню был одет лишь паровоз.

А платформы имели железобетонные борта. На этих платформах установили шесть сорокапяток, снятых со 2‑го Северного форта, и две 103‑миллиметровые пушки с эскадренных миноносцев Балтфлота. Полгода спустя «Борис Петрович» обрел и главный калибр — 130‑миллиметровое орудие с легендарной «Авроры» что стояла в то время на приколе в Ораниенбаумском порту. На вооружении бронепоезда были также крупнокалиберные пулеметы, счетверенный «Максим» и противотанковые ружья.

Экипаж бронепоезда состоял из 146 добровольцев-балтфлотовцев, сменивших палубы своих кораблей на железнодорожные платформы. Командовал ими человек удивительной храбрости — капитан Владимир Стукалов. Комиссаром был профессиональный военный Владимир Аблин, а двумя батареями командовали архитектор С. Пермский и инженер Н. Залетов.

8 августа «Борис Петрович» принял свой первый бой. Поступил приказ — установить связь со 2‑й дивизией народного ополчения, оборонявшей Веймарн, прикрыть пехоту ар огнем. На подходе к станции Стукалов увидел, что четыре «Юнкерса» атакуют эшелон, в котором находились эвакуируемые, расстреливая чуть ли не в упор каждого, кто пытался покинуть вагоны.

И тут ударили орудия бронепоезда. Рухнул, разваливаясь на части, один из «Юнкерсов». Три других, не сумев разглядеть в дыму пожарища, кто бьет по ним, попробовали атаковать поезд и наткнулись на стену огня. Только тогда они повернули вспять. Пока медики перевязывали раненых, поездная бригада и моряки восстановили поврежденные пути. Вскоре эшелон с ленинградцами двинулся дальше. А один из его бывших пассажиров направился к бронепоезду.

Это был 10‑летний сын кингисеппского машиниста Володя Гаврилов. Мальчик осиротел после того, как фашисты ворвались в его родной город. Парнишка решил отомстить врагу. Он так просил, чтобы его взяли в экипаж, что не устоял даже строгий комиссар. И Володя стал юным бойцом бронепоезда… Однажды бронепоезд приблизился к вражеским позициям, однако дистанция стрельбы оказалась намного превышающей дальность орудий бронепоезда.

Но командующий артиллерией приказал: достать врага! «Есть одна мысль как увеличить дальность, — сказал Стукалову командир батареи Пермский. — Надо использовать попутный ветер». И действительно, это прибавило снарядам 800 метров полета. Еще столько же дало остроумное приспособление: один из рельсов на полотне дороги приподняли на 20 сантиметров, увеличив угол возвышения орудий. После первых залпов корректировщики доложили: «Снаряды ложатся точно в цель!». Первую годовщину со дня рождения «Бориса Петровича» отмечал весь Краснознаменный Балтийский флот.

Тода‑то и присвоили бронепоезду официальное имя «Балтиец», а экипажу разрешили носить флотскую форму: клеши, форменки, бескозырки с ленточками, бушлаты. Внушителен боевой счет бронепоезда. По стальным рельсам, проложенным по узкой прибрежной, не отданной врагу полоске Ораниенбаумского плацдарма, он прошел 154 000 километров.

Провел более 350 стрельб, метким огнем уничтожил десятки батарей противника, 32 автомашины с живой силой, 18 пулеметных точек, два танка, четыре самолета, 44 дота и дзота, три речные переправы, столько же складов с боеприпасами и продовольствием, более 5000 гитлеровских солдат и офицеров.

Крепость на колесах

…На листке, сложенном пополам, схема путей у станции Калище. Ветка уходит от вокзала в глубь леса. Несколько торопливых строк, написанных неровным почерком. Видимо, тот, кто писал, очень волновался… «Осенью 1941 года бронепоезд «За Родину!» сражался против фашистов в вашем районе. Вел он огонь с позиции, что была расположена на ветке за станцией Калище.

Неоднократно подвергался и сам обстрелу врага. Станция Калище, мост через реку Коваш и весь поселок были подготовлены к уничтожению на случай прорыва противника. Но личный состав бронепоезда не дал этого сделать, таким образом сохранив все эти объекты от разрушения.

Мы считали, что дальше отступать нельзя, и решили защищать этот рубеж до последнего патрона!..» Эти строки написал бывший командир бронепоезда «За Родину!» ленинградец В. Кропачев. «Крепость на колесах», которой он командовал, участвовала под номером 6 еще в Гражданской войне. А первый бой в 1941‑м экипаж принял в Латвии, прикрывая с суши Виндавскую военно-морскую базу. Позже целую неделю бронепоезд охранял железнодорожный мост через реку Нарову. Гитлеровцы усиливали натиск.

Нашим войскам приходилось отступать. Мост во что бы то ни стало надо было сохранить до того момента, когда последние части переправятся на другой берег. Немцы не жалели бомб и снарядов. Фашисты даже сбросили десант, чтобы захватить бронепоезд. Они уже взобрались на платформы, когда разом открылись все люки и бойцы ринулись в рукопашный бой. Поезд получил тогда серьезные повреждения, однако сумел дойти до Ижорского укрепрайона береговой обороны.

К новым сражениям, так же как и «Балтийца», бронепоезд «За Родину!» подготовили артиллеристы «Красной Горки» под руководством военного инженера Жигало и воентехника Нерезина. Ремонт паровозной брони произвели ижорцы. Они одели в непробиваемый «наряд» и орудийные площадки. А ремонтом ходовой части занимался 186‑й железнодорожный батальон. Сентябрьские бои надолго запомнились экипажу. За один только день 15 сентября первая батарея старшего лейтенанта Н. Второва выпустила по фашистам 70 снарядов. Но и бронепоезд попал под массированный огонь противника. Смертью храбрых погибли политрук Старосельский, старшина Токарь, тяжело ранило Второва, воентехника Леонова, политрука Бусарова…

…Шел тридцатый год с той поры, как закончилась война. В Сосновом Бору сооружалась Ленинградская АЭС. И монтажники МСУ-90, работавшие на строительстве, случайно обнаружили в старом окопе пачку пожелтевших от времени и обгоревших по краям газет. Газеты были разные. Только дата у всех номеров газет была одна — 30 августа 1941 года. Снаряд ли, бомба ли угодили в окопчик, но больше уже не встал, не смог раздать газеты тот, кто доставил их для бойцов. И некому было тогда прочитать информацию с переднего края, снабженную фотографией: «Действующая армия. Батарея тов. Пермского, поддерживая стрелковые части, метко бьет по позициям, танкам и скоплениям войск противника.

Слева направо: заряжающий К. И. Попов, командир батареи лейтенант С. Пермский и младший сержант М. Ф. Смушко». По условиям военного времени цензура не разрешала писать о бронепоездах, просто — батареи. Но легко увидеть, что у корабельных пушек стоят моряки, и понять, что локомотив, из будки которого выглядывает машинист Михаил Смушко, — это та самая «Челита». Газеты-реликвии монтажники передали в музей боевой славы 1‑й средней школы Соснового Бора. Примечательно, что первый камень в основание молодого города положил тот самый Сергей Александрович Пермский, ленинградский архитектор, а его сын Александр эту школу проектировал
Читайте также
больше полезных статей по этой теме:

Генрих ДВИНСКИХ, артиллерист, командир огневого взвода 328‑го пушечного артполка 413‑й артбригады 150‑й Идрицкой стрелковой дивизии