Так или иначе, многие французы с удивлением обнаружили, и свидетельства об этом есть во многих мемуарах, что русские – не страшные варвары, которые едят сальные свечки, а даже некоторые говорят по-французски и вроде похожи на европейцев.
Однако особенно сильное впечатление произвели на французов совсем не похожие на европейцев башкирские и калмыцкие части, вооруженные луками и стрелами. Особенно когда они в парижских парках пасли лошадок - и такое было…
Разумеется, особенно ярые бонапартисты отнюдь не тепло относились к русским, пруссакам, австрийцам. А некоторые французские жители избрали такой путь сопротивления, протеста: они провоцировали с русскими офицерами дуэли. Но дело в том, что по традициям русского поединка, когда он совершается на огнестрельном оружии, стрелялись с очень короткой дистанции, порой с 10-11 шагов. В Европе дуэльная дистанция обычно была шагов 30-35.
Дело в том, что на большой дистанции значительную роль играет умение метко стрелять, а на малой – нет. С 10 шагов и целиться-то особо не нужно. Тут свое слово говорит судьба. Но русские, как раз и считали, что поединок вершится по воле Бога или рока. Когда французы познакомились с условиями русской дуэли, желающих провоцировать поединки поубавилось.
В то же время в Париже, занятом войсками коалиции, были устроены великолепные театральные представления, торжества, балы.
Кстати, тогда возникла одна очень интересная музыкальная традиция. В день взятия Парижа, 19 марта по старому стилю, ежегодно, в течение более чем ста лет в Петербурге проходили так называемые «инвалидные концерты». Сборы от них шли на содержание ветеранов войн - сначала наполеоновских, потом и всех прочих. В прежнем понятии инвалид – это не обязательно искалеченный человек, а просто любой ветеран. На таких концертах почти всегда исполнялись куплеты на музыку композитора Катарино Кавоса, в которых, как раз и прославлялось милосердие Александра по отношению к Парижу и парижанам.
Была установлена также особая награда - медаль за взятие Парижа, ею награждали участников заграничного похода русской армии.
Конечно, в течение первой половины 1814 года военные действия шли не только во Франции. Яркую и в целом верную стратегическую картину событий на различных театрах войны оставил Федор Глинка. Он писал: «…Не одна только Франция была тогда полем сражений. Глухие отзывы войны в разных местах по Европе еще слышны были, и возженные прежде на севере и юге пылали. Принц Шведский сражался, переговаривал и опять возобновлял бои с датчанами. Австрийцы воевали в Италии. Веллингтон бился с маршалом Сультом у подножия Пириней и готов был вести толпы неустрашимых испанцев и свои английские войска в южные пределы Франции». Однако падение Парижа сыграло, конечно, важнейшую роль.
Вероятно, здесь излишне подробно говорить о дипломатических последствиях взятия союзниками Парижа. Здесь, думается, интереснее упомянуть, как отразились штурм французской столицы и пребывание в ней русских войск в художественном творчестве.
В любой книге, посвященной этим событиям, можно найти многочисленные карикатуры и бытовые картинки с изображением русских казаков, обнимающих парижанок. Очень интересные акварели на эту тему оставил немецкий художник Георг Эммануэль Опиц. У него есть целая серия «Казаки в Париже в 1814 году», причем часть рисунков по отношению к казакам вполне доброжелательна, часть – нет. Они и с детьми играют, и пограбить могут.
Упомяну два известных литературных произведения о пребывании русских войск в Париже. Это повесть русского офицера, писателя Николая Бестужева «Русский в Париже. 1814 год» и роман знаменитой французский писательницы Жорж Санд, который она назвала «Франсия». Русское издание вышло под более привлекательным названием – «Казаки в Париже» (авторское название пошло подзаголовком). Очень рекомендую девушкам почитать, потому что это книга о несчастной любви.
По сюжету, французская девушка Франсия влюбляется в русского офицера, казака Диомида Мурзакина. Он хороший человек, у него широкое русское сердце, но он необузданный, дикий, ужасный, «северный варвар». Он изменяет Франсии с очень неприятной французской аристократкой Флорой, брат которой мерзкий интриган… Итог печальный: Франсия убивает своего русского возлюбленного и через год погибает сама от чахотки. Вот такая трагическая история. Роман Бестужева менее кровавый, с менее ужасными подробностями.
Историческая литература, посвященная походу русской армии к Парижу, очень обширна. Из современных, отечественных исследователей я упомяну только Олега Валерьевича Соколова, видного знатока наполеоновской эпохи и одного из основоположников движения военно-исторической реконструкции в России.
Но стоит вернуться в 1814 год. Что же Наполеон? Он срочно повел армию на Париж, но когда приблизился к столице, узнал, что город уже сдан. В Фонтенбло к Наполеону прибыли его маршалы, которые убедили его не возобновлять военных действий. Наполеон с этим согласился, 25 марта он отрекся от престола и по решению союзников был выслан на остров Эльба, откуда он потом бежит, и последуют знаменитые 100 дней Наполеона…